Характер эпидемии приобрело навязывание дополнительных товаров и услуг в нашем потребительском мире.
Развод Приходим в аптеку за валерьянкой, а фармацевт предлагает тебе еще три-четыре успокоительных препарата, доказывая, что они эффективнее. В супермаркетах редкий кассир не предложит товар дня или с «особой» скидкой. В поликлинике врач, выписывая рецепт, советует определенную аптеку. В диагностических центрах доктора по цепочке передают пациента другу друга, вручая ему визитки коллег и настоятельно советуя продолжить обследование только у этого доктора. А о том, что приходит клиент на бесплатную консультацию, а возвращается с нее с многотысячным кредитом, наша газета писала не раз. Банки, оказывается, тоже не отстают, навязывая своим вкладчикам, особенно пожилым, так называемые банковские продукты, в которых те плохо разбираются. Такие, например, как страхование не только вклада, но и жизни. Застрахуйте свою жизнь на солидную сумму, получите ощутимую прибавку к пенсии, а страховой полис убережет вас от несчастных случаев, внушают сотрудники банка пенсионерам. Не понял 73-летний Рустам Гарипович Тимершин оказался в их числе, пополнив ряды доверчивых жертв ловких банковских менеджеров. По его словам, дело обстояло так. Свои «гробовые» сбережения пенсионер уже три года хранил в одном из коммерческих казанских банков. Когда заканчивался срок оформления пенсионного вклада, приходил в офис и продлевал его еще на три месяца, максимум на полгода. С той же целью он явился в банк и в апреле, попросив симпатичную молодую сотрудницу продлить срок вклада, а заодно и пополнить его. - Вместо этого операционист начала убеждать, что процентные ставки сейчас резко снизились, - рассказал пенсионер. - Но исключительно для меня она может предложить более выгодный банковский продукт, у которого ставка не 6,7, а целых 11 процентов годовых. И обрушила на меня поток информации, доказывая, что я непременно должен принять ее предложение. До сих пор не понимаю, как я мог на него согласиться, просто какое-то наваждение! Специалист говорила столь убедительно, что я стал подписывать страницу за страницей объемного договора, не читая его и даже не посоветовавшись с женой по телефону, что всегда делаю. Сбили с толку обещанные 11 процентов годовых в доход с моей суммы. Банковская служащая словно загипнотизировала меня, я послушно выполнил все ее распоряжения и явился домой с пухлой папкой документов. Рустам Гарипович гордо сообщил жене, что ему предложили самый выгодный вклад, на который он переоформил все свои деньги. Но когда супруга, по профессии экономист, начала знакомиться с банковским договором, то пришла в ужас. Оказалось, что час назад ее муж, всегда крайне осторожный в финансовых делах, оформил договор страхования своей жизни сроком на три года (!) на сумму 250 тыс. рублей в неизвестной московской страховой компании, офис которой находится в Первопрестольной. - Ты что наделал?! - всплеснула жена руками. - Оформил страховку на три года! Какие три года, если в наше нестабильное время можно доверять свои деньги банку не более чем на полгода! - Как страховку? - изумился пенсионер, сел за изучение подписанных собственноручно документов, а потом помчался обратно в банк. - Прошу расторгнуть договор страхования и вернуть мой вклад обратно! Ваша сотрудница ввела меня в заблуждение, - еле сдерживая себя от негодования, потребовал седовласый клиент. - Зря вы так разволновались, - пытался убедить пенсионера управляющий банком. - Наши московские партнеры-страховщики никогда нас не подводили. Подписывая договор, разве вы не поняли, что оформляли не вклад, а страховку? Да, не понял, потому что, во-первых, плохо слышу, пояснил пенсионер. Во-вторых, привык доверять банку и даже не предполагал, что там могут развести. Оказалось, вернуть вклад не так-то просто - все дедушкины накопления уже переведены на счет московской страховой компании. Вкладчику посоветовали написать заявление об отказе, заполнить кучу документов и открыть в банке спецсчет, на который его деньги якобы вернутся или вечером, или в течение недели. Конечно, вечером они не вернулись, как не вернулись и через неделю. Пенсионер потерял покой и сон, подсел на успокоительные таблетки, постоянно заглядывал в мобильник в надежде, что пришло обещанное сообщение о переводе. И, как на работу, каждый день ходил в банк с одним и тем же вопросом: «Где мои деньги?» - Если бы они не пришли, меня ждало обращение в Роспотребнадзор, затем судебное разбирательство и поиск адвоката, услуги которого нынче недешевы, - рассуждал наш герой. - Обратно свои деньги я получил только через 12 дней, думаю, их где-то прокручивали… Расскажите читателям о моем случае, уверен, кому-то он послужит уроком и предостережением. Комментарий финансового аналитика Ляйсан Сафиуллиной: - Практически все банки зарабатывают сейчас на продаже страховых продуктов, в числе которых страхование жизни. Страховой рынок - составляющая часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты. Но страхование, скажем так, это весьма хитрый продукт. Нужно предельно внимательно читать условия договора, которые прописаны в довольно подробных правилах страхователя, и отдавать себе отчет в том, что это зона риска. Правила страхования меняются довольно часто, а сами страховые компании в любой момент могут исчезнуть с рынка, обанкротиться и закрыться. Вот статистика количества российских страховых компаний: если в апреле прошлого года в стране было зарегистрировано 244 страховые компании, то в ноябре их осталось 225. Но главное, обладающий свободными средствами гражданин должен помнить, что самая надежная форма сбережений - банковский вклад в сумме не более 1 млн 400 рублей. И знать, что в России застрахованы только два вида вложений: вклады населения до 1 млн 400 рублей и пенсионные средства, вложенные в Пенсионный фонд. Все другие банковские продукты находятся в зоне риска, поскольку страхованию не подлежат. Еще нужно следить за ставкой рефинансирования и понимать, если вам обещают процент по вкладу, значительно выше ее, то это попахивает финансовым мошенничеством: работать себе в убыток банки не будут.