Прошлое и настоящее – это средства, будущее – наша цель

15.12.2017 19:01 34

Прошлое и настоящее – это средства, будущее – наша цель

Осенью в Казанском (Приволжском) федеральном университете состоялся Международный форум по математическому образованию, посвященный 225-летию Н.И. Лобачевского, объединивший педагогические сообщества России, ближнего и дальнего зарубежья.

Форум, явившийся эффективной площадкой для дискуссий, обмена опытом и идеями, позволил более четко увидеть тенденции и проблемы, наблюдающиеся в сфере образования, а также оценить перспективы развития математического образования в России. Международный форум был организован на базе Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского при кафедре теории и технологий преподавания математики и информатики, заведующей которой является доктор педагогических наук, профессор Лилиана Рафиковна Шакирова. Этот факт означает, прежде всего, признание со стороны образовательного сообщества как одного из ведущих центров образования, дающего обучающимся качественное современное математическое образование.

В России всегда была традиционно сильная система математического образования. В последние годы в ней наблюдается ряд изменений, обусловленные рядом объективных и субъективных причин. Что же нас, - родителей подрастающего поколения, и наших детей, - воспитанников, учеников, студентов, ждет в будущем?

В настоящее время меняется научно-методическое обеспечение качества образовательного процесса в соответствии с требованиями новых стандартов, появляются новые образовательные технологии, призванные содействовать развитию активности, креативности и самостоятельности личности будущего специалиста, а также заключающиеся в установке акцентов на личностных механизмах мышления, формирующих интеллектуальные умения и усиливающих рефлексивные механизмы в образовательной деятельности.

Как отмечает доцент кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики, кандидат педагогических наук, Ольга Викторовна Разумова, в настоящее время формируется образовательная система нового поколения, основывающаяся на принципах синергетики, категориях открытых систем и развивающих информационно-коммуникационных технологиях. Интеграция инновационных и информационно-коммуникационных технологий предоставляет средства для развития математического мышления обучающихся, как составляющего элемента личной компетентности.

Важным аспектом является изучение когнитивных систем обучающихся, психических качеств, соответствующих определенным типам когнитивных систем, а также разработка учебно-методических материалов, сопровождающих процесс преподавания математики в школе, с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, удовлетворяющих всем современным требованиям, предъявляемым к педагогическим программным средствам. Такой подход к образовательному процессу, по мнению Ольги Разумовой, позволит обучающимся на новом уровне, творчески подойти к усвоению предметного материала, структурировать объем полученных знаний, приобрести совершенно новые личностные компетенции.

Доцент Елена Рашидовна Садыкова, уточняет, что одна из важных проблем в области математического образования в школе – это проблема усвоения геометрии учащимися. Как показывает анализ работ ОГЭ и ЕГЭ по математике, процент учащихся, выполняющих задания геометрического блока, очень мал. При подготовке к экзаменам большинство из опрошенных старшеклассников такие задания даже не рассматривают.

Школьный курс геометрии всегда был и остаётся одним из сложных в методике преподавания математики. Это связано и с невысоким уровнем пространственных воображения и мышления учащихся, слаборазвитым логическим аппаратом. Другая причина таких результатов – изучение геометрии по остаточному принципу. Задача совершенствования школьного курса математики заключается в том, чтобы сделать его современным, интересным, обеспечивающим учащимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В сфере решения этой задачи учителю целесообразно применять инновационные подходы в обучении: новые методики преподавания, новые способы организации занятий (создание ситуации взаимообучения, метод проектов, индивидуальные образовательные траектории, создание схем сетевого взаимодействия, тьюторство); новшества в организации содержания образования (опорные сигналы, организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей, создание компьютеризированных курсов, технологии, созданные на основе принципа полного усвоения, метод погружения, программное обучение, проблемное обучение, организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний); методы оценивания образовательного результата (создание портфолио, расширение балльной шкалы для фиксации творческого продвижения, рейтинговая оценка). Партнерские новости

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Лента публикаций