Талант и эпатаж: как шокировала современников танцовщица Ида Рубинштейн

03.07.2017 19:12 49

Талант и эпатаж: как шокировала современников танцовщица Ида Рубинштейн

Ида Рубинштейн. Автор – Валентин Серов

Имя Иды Рубинштейн хорошо знакомо всем, кто интересуется историей российского театра и танца. Обладая незаурядной внешностью и внушительным состоянием, эта увлеченная натура постоянно эпатировала публику смелыми выходками. Она учила древнегреческий, чтобы играть в пьесах, написанных Софоклом, в 20 лет не побоялась презентовать публике танец Саломеи, во время исполнения которого раздевалась донага, набравшись опыта – основала собственный театр, который по популярности соперничал с дягилевским. О себе говорила кратко: «Не терплю ни микроба банальности…»

Талант и эпатаж: как шокировала современников танцовщица Ида Рубинштейн

Судьба Рубинштейн, как и многих талантливых людей, сложилась непросто. От природы она обладала незаурядной внешностью, которая в конце 19 века выглядела диковинно. Худая и высокая, она имела почти прозрачную кожу, её лицо всегда было бледно, а кудри – черны, как смоль. Ида родилась в Харькове, но рано осталась без родителей, и её взяли на попечение родственники в Петербурге. Там будущая звезда сцены получила прекрасное образование, выучила иностранные языки, увлеклась философией, стала посещать театры. Тогда-то и появилась мечта со временем блистать на сцене.

Талант и эпатаж: как шокировала современников танцовщица Ида Рубинштейн

Благодаря тому, что от отца Иде досталось внушительное состояние, она могла себе позволить посещать драматические курсы, учиться танцу у лучших преподавателей. Ей даже удалось самостоятельно арендовать в Петербурге помещение для выступлений после того, как её первые роли оказались провальными, и режиссеры отказывались приглашать её в новые постановки. Так появился танец Саломеи (совместная работа с хореографом Фокиным и режиссером Мейерхольдом), который вызвал полярные оценки критиков. В финале на Иде не оставалось одежд, её стан украшали лишь крупные бусы. После спектакля Станиславский отозвался об исполнительнице главной роли, как о бездарно голой танцовщице, а вот Ахматову танец увлёк и вдохновил.

Талант и эпатаж: как шокировала современников танцовщица Ида Рубинштейн

В целом, публика радушно принимала эксперименты Рубинштейн. На волне успеха она даже хотела дать гастроли во Франции, но родственники, не одобрявшие её увлечений, упекли танцовщицу в лечебницу, чтобы лишить её возможности уехать за рубеж. В больнице актриса провела год, потом ей всё же удалось выбраться из заточения.

Талант и эпатаж: как шокировала современников танцовщица Ида Рубинштейн

Ида Рубинштейн в образе Шахерезады

Жизнь Иды была полна ярких событий. Она путешествовала по дикой Африке, владела яхтой и аэропланом, отвергала поклонников, но собирала вокруг себя петербургский бомонд. Собрав собственную труппу, она исполняла главные роли в таких постановках, как «Елена Спартанская», «Дама с камелиями», «Персефона» и «Болеро». Она примеряла образ Настасьи Филипповны из «Идиота» Достоевского, а свою драматическую карьеру закончила пьесой «Жанна д`Арк».

Талант и эпатаж: как шокировала современников танцовщица Ида Рубинштейн

Жизнь Иды Рубинштейн полностью изменилась с началом Второй мировой войны. Она спешно покинула Францию, опасаясь нацистской оккупации, и поселилась в Англии. Здесь, забыв о театральных амбициях, работала на благо армии – стала медсестрой в госпитале. Многие бойцы, которых ей удалось поставить на ноги, думали, что она всю жизнь была медиком.

Талант и эпатаж: как шокировала современников танцовщица Ида Рубинштейн

Ида умерла в 1960 году от сердечного приступа, перед смертью она успела сделать распоряжения относительно того, чтобы, когда её не станет, похороны прошли тихо и без пафоса. Ей больше не хотелось славы, она хлебнула её сполна за годы актёрской жизни.

Талант и эпатаж: как шокировала современников танцовщица Ида Рубинштейн

Ида Рубинштейн в образе Саломеи

На память об Иде Рубинштейн осталось множество фотографий и картин. Пожалуй, самое известное полотно написано Валентином Серовым. Когда-то Русский музей отбивался от нападок за то, что приобрёл картину. Портрет обнажённой худощавой женщины с перстнями на пальцах ног Репин назвал «гальванизированным трупом», а Суриков – «безобразием». Сегодня же красота и талант этой женщины вызывают затаённый восторг.

Следующая новость
Предыдущая новость

Лента публикаций