В Татарстане сократили школьные каникулы. Что произошло на самом деле

31.10.2018 3:25 7

В Татарстане сократили школьные каникулы. Что произошло на самом деле

Учебный год в республике начался раньше, каникулы - позже, в отличие от Москвы у нас шестидневка, дети изучают «навязанные предметы», а на олимпиаде старшеклассникам предлагают анализировать тексты с «нецензурщиной». Пересчитываем скандалы в системе образования и создаем отдельный раздел о «мифах и легендах» родительских сообществ.

В чем проблема?

Сроки школьных каникул в Татарстане вновь уложены в республиканские стандарты, отличные от других регионов. Московские школы отдыхают с 29 октября по 5 ноября, казанские – с 31 октября по 6 ноября. Таким образом, с учетом прошедших выходных москвичи «гуляют» 10 дней, а казанцы – только 7 дней. Еще деталь. В Москве – пятидневная учебная неделя. В Татарстане – «шестидневка». В Москве учебный год начался 3 сентября, поскольку 1-е выпало на субботу. В Казани – почти везде собрались на «линейку» в День знаний. В родительских сообществах, загибая пальцы, привычно заявили об ущемлении детей в правах, напомнив, в прошлом году каникулы тоже оказались «плавающими». Причем, не в сравнении с Москвой (хотя и там были различия), а внутри республики: в Казани дети ушли отдыхать 29 декабря, а по Татарстану – 25 декабря. И, да: зимние каникулы снова будут короче – в Казани на три дня, в сравнении с республикой. Как на самом деле? Спор о каникулах превращается в устойчивую традицию. А Министерство образования и науки РТ остается одним из самых закрытых ведомств, таким образом, у ядерной части родительского сообщества всегда есть достаточно времени, чтобы раскрутить проблему до федерального масштаба. Вот и теперь с момента первых сообщений о «коротких каникулах» в Татарстане до реакции министерства прошло несколько дней. Пресс-служба опубликовала график каникул на год и пояснила, он является лишь рекомендацией. Окончательное решение принимает каждая конкретная школа, руководствуясь единственным правилом: «Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель». Примерный график каникул на 2018/2019 учебный год выглядит так: Осенние – с 31.10.2018 г. по 6.11.2018 г. (7 дней). Зимние – с 26.12.2018 г. по 8.01.2019 г. (14 дней). Дополнительные недельные каникулы для обучающихся 1-х классов с 11.02.2019 г. по 17.02.2019 г. (7 дней). Весенние – с 23.03.2019 г. по 31.03.2019 г. (9 дней). Летние школа определяет в соответствии с собственным годовым календарным учебным графиком. Что до «плавающего» графика, по Казани решение принял глава управления образования исполкома Ильнар Хидиятов (по рекомендации министра образования и науки РТ Рафиса Бурганова). Дни, выпавшие из осенних и зимних каникул, перенесут на весну, чтобы продлить наши общие «майские каникулы» и добавить выходных к Международному женскому дню. Республика ШКИД наоборот Органы госвласти, осуществляющие управление в сфере образования – как федеральные, так и уровня субъектов, «не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность», добавили в министерстве. Другими словами, школа сама строит работу с детьми так, как считает нужным. Это, по сути, и порождает конфликты, которые можно было бы решить внутри образовательного учреждения. Но родители идут за советом в сообщества. А система самоуправления дает сбой. Например, вчера в одном из пабликов потеряли 7 ноября в каникулярном плане лицея. Когда стали искать, пришли к логичному выводу: «надо спросить у классного руководителя или администрации школы». Однако такой путь показался сложным: «Почему за классными и директорами по каждому чиху нужно бегать? Это официальный документ на официальном сайте ОУ». Спрашивать вживую в принципе не очень приятно, когда есть возможность задать вопрос за экраном. Дополнительной робости придает позиция руководства школ – не менее закрытая, чем министерская. На поверку оказывается, что школа иногда просто не может объяснить конкретное решение чиновников от образования. Как рассказала редакции завуч одной из школ Казани, в ее столе давно есть три ящика для директив министерства. «В первый кладу срочные требования – когда об оформлении очередной новой бумажки мне напоминают 2-3 раза в день. Во второй – оперативные требования. В третьем – «пыльные» бумаги. Те, которые когда-то срочно потребовались министерству, но затем были забыты теми же чиновниками». Беда в том, что в школе «А» документ может оказаться срочным, а в школе «Б» - «пыльным». Например, оказалось, в большинстве школ Казани родителей перед каникулами просят оформлять бланки с информацией о «занятости детей». Нужно в письменном виде изложить, где ребенок будет находиться в каждый из дней, а в конце под роспись взять на себя ответственность за его жизнь и здоровье. Только в одной школе такую бумагу будут требовать подписать в обязательном порядке – так случилось в гимназии №179. А другой просто не раздадут детям. Например, о такой бумаге в этом году не слышали родители 94-й гимназии или 133-й школы. Правда, там же «Казанскому репортеру» рассказали, что на лето данные собирают – чтобы понять потребность детей в школьном лагере. Кстати, раз уж мы привыкли сравнивать себя с Москвой. В этом году ситуацию со сбором подобных данных о занятости детей на каникулах по просьбе одной из родительниц комментировал юрист. «Ни семейным законодательством, ни гражданским законодательством не предусмотрено предоставление школе информации о месте нахождения детей во время каникул. Соответственно и ответственность за непредоставление такой информации не предусмотрена, - пояснил Денис Попов. Свой отказ можно мотивировать несколькими положениями российского законодательства, конечно, если не почувствуете в себе робости. «Обязанность по воспитанию несовершеннолетних детей предусмотрена Семейным кодексом (ст. 63 СК). Родители должны создать условия по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 63-67, 80 СК РФ). За неисполнение возложенных на родителей обязанностей, предусмотренных Семейным кодексом, на опекунов может быть возложен административный штраф (ст. 5.35 КоАП РФ). Учитывая, что указанная обязанность законом не предусмотрена, то и штраф на вас наложен быть не может. Согласно п. 3 ст. 1073 ГК РФ если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора. Таким образом, образовательная организация несет ответственность за несовершеннолетнего только когда он находится в такой образовательной организации. Кроме того, в России гарантируется неприкосновенность частной жизни, которое включает в том числе информацию о месте нахождения лица, согласно ст. 152.2 ГК РФ. Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни».
Что с мифами и легендами? Татарстанская система образования в последние месяцы столкнулась с самыми разными вызовами. Правда, с образованием они практически не были связаны. Тут больше политики и неразумного менеджмента – и в истории с «коленками», и с «нецензурщиной» на олимпиаде по русской литературе, и с родными языками. В результате даже, казалось бы, благая весть о создании в России Фонда сохранения и изучения родных языков обернулась обсуждением не самой структуры, а требований главы депутатской группы от Татарстана Ильдара Гильмутдинова, обращенных президенту России Владимиру Путину. Гильмутдинов говорил о создании госпрограммы для госязыков, определяющей их место в образовательном процессе. «Надеемся, что минпросвещения сделает это оперативно. Ждем концепцию иностранных языков. Хотелось, чтобы была более четкая методическая рекомендация, чтобы регионы поняли, как использовать программы, существующие по родным языкам, - сказал депутат, добавив, одной программы мало, нужен комплекс мероприятий. - Как сделать так, чтобы наше молодое поколение не отказывалось от своего родного языка? Как найти элементы мотивации? Здесь целый комплекс вопросов, над которыми нам всем вместе нужно работать как на федеральном, так и на региональном уровне». Путин обещал подумать и поторопить, а родительское сообщество, переварив информацию, сделало свои выводы. «Нужно ли так понимать эти заявления, что сами нац. республики расписались в своей неспособности разработать за столько лет концепции развития своих собственных языков? И теперь просят федеральный центр, который они так ругают, в этом им помочь? А кто кричал, чтобы в их образовательные дела не лез федеральный центр? В Татарстане уж точно кричали и кричат. А выходит, без него никак. А ведь в РТ есть Академия наук РТ, целый Институт языка, крупные вузы, ВКТ и прочие организации, успешно осваивающие бюджет. А результат где?»

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Лента публикаций