Елена (Έλένη) - самая прекрасная из женщин. Согласно греческой мифологии, даже богини завидовали её красоте.
Имя Елена происходит от σελ — светлая. В греческой мифологии спартанская царица, дочь Зевса и Леды, жены древнейшего лаконского царя Тиндарея. В гомеровских поэмах она смертная женщина.
Историю её рождения рассказывали так...
Однажды ко двору царя Тиндарея прибыл какой-то знатный красивый чужеземец. По обычаю того времени хозяин дома обязан был уступить свою жену на ночь гостю. Радушный и гостеприимный Тиндарей, разумеется, не пошел против обычая, и Елена явилась последствием этого гостеприимства. Ребенок родился такой поразительной красоты, что слухи о нем прошли от Элиды до Малой Азии. Так как братья и сестры Елены внешностью мало чем отличались от простых смертных, красота новорожденной была признана божественной.
Елена росла и становилась все красивее. Чтобы уберечь девушку от нежелательных случайностей, к царевне приставили специальную охрану, от которой ей пришлось защищаться в первую очередь.
Елене было всего двенадцать лет, когда вместе с подругами она совершала торжественные пляски у алтаря Артемиды и ее похитил Тезей с помощью верного своего друга Пирифоя, увезя в Афины.
МакФолла Дэвида, Похищение Елены, 1979
Эллений утверждает даже, что в момент похищения красавице было всего семь лет, но с этим вряд ли можно согласиться. Возможно, похищение — всего лишь дань традициям того времени, а сопротивление Елены было притворным, ибо похищение это соответствовало ее тайным желаниям. Плутарх, как бы желая примирить разногласие относительно возраста Елены, умалчивает о годах, а говорит только, что похищенная Тезеем еще не достигла брачного возраста.
После чего досталась по жребию Тесею, который отвез ее к своей матери Эфре в Афидну. После того как Тесей и Пирифой отправились в преисподнюю, чтобы добыть Персефону, Елену освободили и вернули в Спарту ко дворцу её отца Тиндарея.
Освобожденная Елена рассказала братьям, что, увезенная Тезеем в Афины, она была передана им на попечение его матери, и уверяла, что благодаря этому избавилась от покушений Тезея и сохранила свою честь незапятнанной. Но это было скорее оправданием перед родными, возмущенными её чересчур легкомысленным поведением.
По дороге в Лакедемонию Елена остановилась в Микенах, у своей старшей сестры Клитемнестры, супруги "царя царей" Агамемнона. Дурис Самосский и Павзаний в один голос утверждали, что в это время она уже носила под сердцем тайный плод своей связи с Тезеем, грациозную Ифигению, впоследствии воспетую поэтами, которая и родилась в Аргосе. Не желая появиться в Спарте, где ее ожидали женихи, с фактическим доказательством своего бесчестия, Елена отдала Ифигению Клитемнестре, и та воспитала девочку, как собственную дочь.
Женщина, ступившая на тропу любви в столь раннем возрасте, конечно, не могла стать достоянием одного, и каждый втайне мечтал когда-нибудь обладать ею. Боги не часто награждали женщину такой необыкновенной красотой, какой обладала Елена. Цедрений говорил, что "у нее большие глаза, в которых светится необыкновенная кротость, пурпуровый ротик, сулящий самые сладкие поцелуи, и божественная грудь". Недаром же по форме ее грудей вылили чаши, предназначенные для алтарей Афродиты. Овидий говорил, что ее лицо не нуждалось ни в каких приукрашивавших средствах, к которым прибегали почти все гречанки. Даже если бы целомудрие Елены было спрятано в железной башне, рано или поздно его все равно похитили бы!..
Слух о красоте Елены распространился настолько широко по всей Греции, что сватать её собралось несколько десятков знатнейших юношей и мужей Эллады (Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и другие герои). Так как Тиндарей боялся своим выбором обидеть остальных претендентов и вызвать их вражду к себе и будущему зятю, он по совету Одиссея связал всех претендентов на руку Елены совместной клятвой оберегать в дальнейшем честь ее супруга. После этого мужем Елены был избран Менелай, вероятно, не без влияния его старшего брата Агамемнона, уже женатого на другой дочери Тиндарея Клитеместре.
Гигин, правда, доказывал, что выбор был предоставлен самой Елене и что счастливцем оказался белокурый спартанец Менелай. Возможно, при выборе он показался ей проще остальных, и красавица предугадала, что с таким мужем не трудно будет договориться, когда она пожелает отдаться понравившемуся ей мужчине. Не вызывает сомнений, что ни один из неудачников не нарушил данной клятвы, и Менелай торжественно увез Елену к себе на родину.
От брака с Менелаем Елена родила Гермиону. Когда спустя некоторое время богиня Афродита, выполняя обещание, данное Парису - сыну троянского царя Приама, привела его в дом Менелая, Елена, по наиболее распространённой версии, увлеклась красавцем Парисом и, воспользовавшись отъездом супруга, бежала с Парисом в Трою, захватив с собой большие сокровища и много рабов.
Bernard Foucquet, Парис и Елена
В Трое, Елена своей красотой снискала симпатии многих троянцев, несмотря на бедствия, которые навлекла на их город. О поведении Елены во время Троянской войны античные авторы повествуют по-разному. Гомеровский эпос, видя во всем происходящем неотвратимую волю богов, относится к Елене без осуждения; влечение красавицы к Парису он объясняет воздействием богини любви и страсти Афродиты, которому не может противиться никто из смертных.
В остальном Елена в "Илиаде" явно тяготится своим положением, и в послегомеровских поэмах о разрушении Трои ей приписывается даже сознательное содействие грекам: она не выдает троянцам Одиссея, дважды пробиравшегося в город, и помогает ему и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую Афины; в ночь захвата Трои симпатии и помощь Елены также на стороне греков. Однако Менелай после взятия города разыскивает Елену с мечом в руках, чтобы казнить ее за измену ему как мужу. Но при виде жены, сияющей прежней красотой, он выпускает меч из рук и прощает её. Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, увидев её, отказывается от этой мысли.
Франческо Паскуччи, Прибытие Елены в Трою
О последующей судьбе Елены также существуют различные версии. По одним, она была после смерти Менелая изгнана его сыновьями и бежала то ли на остров Родос, то ли в Тавриду (Крым); по другим, - она была после смерти перенесена на остров Левка в устье Дуная, где соединилась вечным союзом с погибшим в Троянской войне Ахиллом. Объединить эти две популярнейшие фигуры героического эпоса стремились уже в рассказе о встрече Елены с Ахиллом на Троянской равнине незадолго до его смерти.
Место, которое Елена занимает в мифах троянского цикла, и неоднократные обработки этих мифов в произведениях светской литературы не могли, однако, вытеснить из сознания греков исторического периода представлений о божественном прошлом Елены. Недалеко от Спарты было святилище Елены, в самой Спарте находился священный платан Елены. Под прозвищем Дендритис ("древесная") Елена почиталась в Кафиях и на Родосе. Все это заставляет видеть в ней древнейшее растительное божество, возможно, минойского происхождения.
С формированием греческого сказания о Троянской войне, которое вобрало в себя также местные культовые и фольклорные элементы, существовавшие в микенских центрах, Елена стала одним из его персонажей, что обеспечило ее образу прочное место в литературе и изобразительном искусстве от античности до наших дней.
Среди античных произведений, использующих образ Елены, кроме "Илиады" и "Одиссеи", хоровые поэмы Стесихора; трагедии Еврипида "Троянки", "Елена", "Орест" "Похвала Елене" Горгия; панегирик Исократа.
Она - действующее лицо трагедий Софокла «Похищение Елены, или Елена», «Свадьба Елены», Диогена и Феодекта «Елена», Сенеки «Троянки», комедий Алексида «Женихи Елены» и «Похищение Елены».
Различные эпизоды мифа часто находили отражение в античном изобразительном искусстве: в живописи (несохранившиеся картины Полигнота и Зевксиса, фреска "Парис и Елена" в Помпеях), пластике и особенно в вазописи. С 15 столетия Елену часто изображали в иллюстрациях к произведениям о Троянской войне.
С эпохи Возрождения сюжет "Похищение Елены" стал одним из самых распространенных в живописи (Беноццо Гоццоли, Джулио Романо, Франческо Приматиччио, Питер Пауль Рубенс, Гвидо Рени, Жак Луи Давид и другие художники). Якопо Тинторетто написал картину «Похищение Елены», перенеся действие в XVI век.
Якопо Тинторетто, Похищение Елены
Из произведений пластики следует упомянуть группу "Парис и Елена" Пьера Пюже, бюст "Елена Прекрасная" Антонио Кановы и другие скульптуры многих ваятелей.
Пюже Пьер, Похищение Елены, 1685
В трагедии Гете «Фауст» главный герой отправляется в загробный мир и вызволяет Елену.
Генри Лайон Олди в рамках «Ахейского цикла» посвятили ей грустный рассказ «Она и её мужчины».
В фильме Роберта Вайса 1956 года, роль Елены исполнила итальянская актриса Россана Подеста. В фильме Вольфганга Петерсена «Троя» Елену сыграла актриса Диана Крюгер. В фильме «Троянская война» роль Елены исполнила Эди Вессель. В фильме Джона Кента Харрисона «Елена Троянская» (2003 г.) роль Елены исполнила актриса Сиенна Гиллори. В «Троянках» Михалиса Какоянниса (1971 г.) роль Елены сыграла греческая актриса Ирен Папас.
Названа в честь Елены была Елена Павловна — дочь Павла I и Марии Фёдоровны. В замужестве герцогиня Мекленбург-Шверинская. «Малютка эта — чрезвычайной красоты, — писала о ней её бабка -- императрица Екатерина, — вот почему я назвала ее Еленой, то есть в честь троянской красавицы Елены Прекрасной». Детство великой княжны прошло во дворцах Гатчины и Павловска. Она была чрезвычайно живым ребенком, имела веселый нрав и доброе сердце, с ранних лет проявляла особые способности к рисованию и танцам. И хотя Екатерина II не обделяла вниманием и других внуков, к Елене она питала особую слабость: «…прекрасная Елена процветает и ей-ей в шесть месяцев она уже умнее и живее старшей сестры, которой на той неделе будет два года».
Именем Елены Троянской назван астероид (101) Елена, который был открыт 15 августа 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории, США
«Елена Прекрасная» — прозвище польского Паровоза Pm36Pm36.
Также, «Елена Прекрасная» — прозвище созданного в 1994 году четырёхдвигательного транспортного самолёта Ан-70.
Baudoux Francois Joseph, Парис похищает Елену
Винченцо де Росси, Похищение Елены
Сусини Джованни Франческо, Похищение Елены
В 1743 году Фридрих II Великий, устав от войн, по пути из Берлина в Потсдам заметил живописный холм, с которого открывался красивый вид. Он решил построить здесь летнюю королевскую резиденцию, где мог бы отдыхать душой, заниматься философией и музыкой.
Похищение Елены, фонтан в Сан-Суси
В соответствии со своими увлечениями, король создал для себя убежище — прелестный Сан-Суси, дворцово-парковый ансамбль, где на лоне природы, в тишине и уединении, обдумывая государственные планы, он отдавался своим художественным склонностям. Король Фридрих II вошел в историю не только как один из самых великих правителей Германии, сделавший свою страну супердержавой, но и как просвещенный монарх, большой поклонник философии, литературы, живописи.
Гамильтон Гавин, Похищение Елены
Гамильтон Гавин, Похищение Елены
Приматиччо Франческо, Похищение Елены, 1530
Франц II Франкен, Похищение Елены
Джордано Лука, Похищение Елены
Романелли Джованни Франческо, Похищение Елены, 1831
Похищение Елены, фреска на вилле в Венеции
Jose Teofilo de Jesus, Похищение Елены
А.Егоров, Похищение Елены, 1831
Кауфман Анжелика, Похищение Елены
Hеизвестный художник, Похищение Елены, 1450
Булонь Бон Старший, Похищение Елены
Амигони Якопо, Посадка на корабль Елены Троянской
Skreta Karel, Похищение Елены, 1672
The Abduction of Helen c.1626 Guido Reni