Евразийский проект – Татарский мир

20.07.2018 10:19 1

Евразийский проект – Татарский мир

Термин «Татарский мир» в наши дни воспринимается в большей степени как отвлеченное культурологическое понятие, которое годится для названия одноименной газеты или достаточно спорной концепции «Ислам и татарский мир», но до сих пор не было предпринято попытки его осмысления как самостоятельной политической доктрины, не ставились задачи раскрыть потенциал Татарского мира как уникального феномена евразийскойистории, его неразрывной связи с Русским миром.

Война миров В дни далекой юности я зачитывался романами Герберта Уэлса и всвязи с темой этой статьи в памяти всплыл его знаменитый роман «Война миров», который он написал в 1897 году не подозревая, что отразил в названии своего научно-фантастического произведения основную тенденцию противостояния в XX – XXI вв. двух разных цивилизационных процессов – Англосаксонскогои Русского миров Это противостояние имеет свои поистине научно-фантастические предпосылки. Достаточно сказать, что в 1904году британский географ и профессор Оксфордского университета Хэлфорд Дж. Маккиндер (1861-1947) выступил в Королевском географическом обществе с докладом «Географическая ось истории», утверждая, что роль осевого региона мировой истории и политики – это гигантское внутреннее пространство Евразии, и господство над этим пространством может явиться основой для мирового господства. При этом он сформулировал свою знаменитую геополитическую формулу: «Кто правит Восточной Европой (читай Россией — И.Ш.), тот господствует над Хартлендом — «Сердцем мира»; кто правит Хартлендом, тот господствует над Мировым островом; кто правит Мировым островом, тот господствует над всем миром». Сказано довольно образно, но достаточно ясно – кто владеет Россией – владеет Евразией, кто владеет Евразией («Мировым островом») — владеет миром. На первый взгляд, весьма примитивный концепт, но при внимательном изучении дающий ясный и однозначный ответ на ключевой вопрос современной истории – почему Англосаксонский мир находится в постоянном, практически не затухающем противостоянии с Россией. Вспоминая Карла Густава Юнга, думаю, что в коллективном бессознательном Англосаксонского мира, его культуры, которою сегодня представляет большинство стран Евросоюза и США, сложились свои архетипы Русского мира как чего-то такого, что не должно существовать в качестве иной цивилизации, иной культуры, иной правды жизни. Однако, главным движущим мотивом этого «марсианского» желания подчинить себе иной мир, переплавить его под себя, является вера в то, что «кто правит Мировым островом (Евразией), тот господствует над всем миром».
Хартленд – мифическая и реальная Евразия История человечества отчасти построена на мифах, политика практически состоит из них целиком. Однако миф (особенно сегодня) принадлежит литературе лишь формально, являясь всегда инструментом политического противостояния. И в этой связи, нельзя не отметить, что наряду с Русским миром, на страже Евразии всегда стоял Татарский мир. Но главное – миф, что это были разные миры. Сегодня уже не считается абсурдным, утверждать, что Русский мир во многом сформировался благодаря системообразующей роли Золотой Орды, а ранееВолжской Булгарии. Автор одного из уникальных исследований отечественной истории– фундаментального труда — «Древние тюрки»,Лев Гумилев одним из первых выступил против европоцентристской концепции о татаро-монгольском иге,категорически разделявшей Русский и Татарский миры. Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что евразийство Льва Гумилева — это творческая платформа для решения многих насущных задач современности, формирования России как евразийской федерации, единого поля развития различных национальных культур. В предисловии к книге Льва Гумилева «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации» Сергей Лавров отмечал, что к глубокому осознанию особого (но не изолированного) пути России, пути русских вместе с другими ее народами Гумилева привела вся его судьба, вся жизнь – сложная, трагическая, но всегда творческая, и в конце – даже счастливая. В последние недели жизни в больнице он сказал мне изумительные слова: «А все-таки я счастлив, я всегда писал, что думал, а не то, что велели». Думается, в этих словах «не то, что велели» — главный смысл подлинности евразийской платформы, которая выстраивается сегодня на фундаменте идей Льва Гумилева, считавшего Татарский мир был системообразующими для Русского мира, а не альтернативным как сегодня считают многие исследователи. Был он этом своем понимании отечественной истории одинок? Конечно, нет.Достаточно сказать, что, один из основателей евразийства, князь Николай Трубецкой в 1925 году выдвинул тезис о том, что Россия является наследницей не Киевской Руси, а Монгольской монархии. Можно соглашаться или не соглашаться с этим выводом, но Россия сегодня – это не просто многонациональное государство, а особый духовный мир, где люди всех национальностей и вероисповеданий объединены одним понимаем правды жизни, долга, героизма, веры в высокую миссию своей Родины. Историческое предназначение Татарского мира как цивилизационного Евразийскогопроекта XXI века. Там, что же такое сегодня Татарский мир? Одной дефиницией этого термина не обойтись, поскольку мы имеем дело с феноменом, многомерность которого имеет свою сложную структуру. Начнем с того, что Татарский мир – это культурно-историческая идея интеграции русской и татарской истории, как единого цивилизационного процесса, начиная с Волжской Булгарии и Золотой Орды. В наши дни Татарский мир представляет собой глобальный цивилизационный феномен сетевой структуры, ядром которой является Республика Татарстан, далее практически все регионы Российской Федерации, страны Ближнего зарубежья и практически все континенты, где татарские диаспоры создают свой особый мир культуры, родного языка, народных традиций и обычаев. Надо особо отметить, что для подавляющего большинства татарских диаспор за рубежом, Россия остается Отечеством, Родиной предков, с которой практически каждый связан сердцем и душой. Я живу много лет в дали от Родины в Арабском мире, но при этом не только я сам, но и мои дети, и внуки, чувствуем сопричастность всему, что происходит в нашей стране. Будь то День защитника Отечества 23 февраля, или День победы 9 мая, вся моя большая семья — 11 детей и 10 внуков объединяется, чтобы как все россияне отдать долг Славе и Подвигу своих соотечественников. Словно незримые нити единого социокультурного пространства объединяют нас, живущих в дали от России. Евразийский проект – Татарский мир Исмагил Шангареев в кругу семьи 9 мая 2018 г. Важно особо отметить, что наша семья не исключение. Сотни тысяч таких же татарских семей на всех континентах Земного шара, незримо связаны с Родиной. Вот она — своеобразная диалектика в социокультурном симбиозе противоположностей Татарского и Русского миров, которые на протяжении многих веков исповедуют разные религии, думают на разных языках, имеют свои традиции и обычаи. Татарский мир, когда-то дал начало российской государственности. Сегодняон может стать важнейшим реальным проводником экономических и культурных интересов России в странах Мусульманского мира. В этой связи, особое значение, приобретает, сделанное несколько лет назад, назначение Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова руководителем группы стратегического видения «Россия – исламский мир». Евразийский проект – Татарский мир Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и Исмагил Шангареев Вот, что об этом говорит сам глава Татарстана: «Для работы с исламским миром президент Владимир Владимирович Путин определил меня координатором. Это говорит о том, что мы не только в рамках своего субъекта работаем, но и в интересах всего нашего российского государства. Я считаю, что это очень важный фактор, когда мы получаем поддержку, и в целом наша страна получает плюс от того, что Татарстан берет на себя инициативу».Нельзя не отметить, что Владимир Путин ставит перед Рустамом Миннихановым задачи не только продвижения интересов России в Мусульманском мире, но и привлекает его с исламской конфессией внутри страны, подчеркивая при этом, что «наш ислам должен стать органичной и неотъемлемой частью мировой религии, но с собственным лицом». Вот конкретный пример того, как могут взаимодействовать Русский и Татарский миры только в одном исламском направлении, а ведь таких направлений может быть не мало, и их успешная реализация находится на стыке продуманного взаимодействия, доверия и взаимоуважения в таких тонких сферах как культура, язык, религия. Евразийский проект – Татарский мир Все это становится возможным в рамках разработки и реализацииЕвразийского проекта «Татарский мир», где планируется создать систему стратегического видения роли и места Татарского мира в российской геополитике, наиболее полного раскрытия потенциала эффективного сотрудничества во имя процветания нашей великой Родины, торжества созидательных идей и высокой духовности Русского и Татарского миров как единой социокультурной основы Евразийского пространства. Сведения об авторе: Исмагил Шангареев – культуролог, писатель-публицист, общественный деятель, Сопредседатель Совета по кино- видеовизуализации культурно-исторического пространства Евразии при «Ассамблее народов Евразии», Член Президиума Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР).

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Лента публикаций