Борис Леонидович Пастернак. Имя этого поэта, писателя и переводчика известно во многих странах. Его творчество – это жизнь во всех ее проявлениях. А жизнь Пастернака – это реальный роман о судьбе человека, познавшего и любовь, и славу, и разочарования, и даже гонения.
Жизнь и творчество нобелевского лауреата, предпочетшего травлю на Родине славе и признанию в Европе, полны интересных фактов и событий, знание которых позволяет ближе узнать и, возможно, лучше понять Пастернака, его произведения.
Борис Пастернак родился в 1890 году в творческой семье. Главой семьи был довольно известный и талантливый мастер живописи, графики и жанровых композиций, профессиональный иллюстратор и педагог Леонид Осипович Пастернак.
Однако Леонидом Осиповичем Пастернаком отец будущего писателя стал далеко не сразу. По рождению он был наречен Аврумом Ицхок-Лейб Постернаком. Позднее художник изменил свое имя на более привычное и понятное московским обывателям Исаак Иосифович Пастернак, а после революции на более «советское» — Леонид Осипович.
Вот и получается, что известный нобелевский лауреат, автор всемирно известного романа «Доктор Живаго» и не менее популярных стихотворений и вовсе не Леонидович, и даже не Пастернак.
Кстати, в аттестате зрелости, свидетельствующим об окончании московской гимназии Борис Пастернак еще записан под отчеством Иосифович.
Как и в любой творческой семье, в доме Пастернаков всегда было много гостей, большая часть из которых — художник и музыканты. Эти люди оказывали огромное влияние на развитие юного Бориса, который пробовал себя и в художественном творчестве, и в музыке. Последняя даже могла стать профессиональной деятельностью Пастернака.
Под влиянием частого гостя их дома композитора А. Н. Скрябина Борис Леонидович всерьез увлекся музыкальной наукой и упорно познавал ее в течение 6 лет.
За это время он не только овладел теорией, но и написал две прелюдии и сонату для фортепиано. И даже готовился к поступлению Московскую консерваторию. В подготовке ему помогали Ю. Д. Энгель и Р. М. Глиэр.
Однако, практически в последний момент Борис Пастернак решил, что не обладает абсолютным слухом и решил отказаться от музыки и музыкальной карьеры.
В результате, вместо Консерватории, в 1908 он поступил на юрфак Московского университета, а спустя год перевелся на философское отделение историко-филологического факультета того же вуза.
Поначалу философия всерьез увлекла Пастернака. Видя успехи сына, родители даже сделали ему подарок – отправили в Марбургский университет для прослушивания лекций профессора Германа Когена.
В Марбург юноша отправился летом 1912. Сразу заметив и выделив способного студента, Г. Коген предложил ему остаться в Германии для развития дальнейшей философской карьеры. Однако на тот момент Пастернак уже точно знал, что философом он не будет, поэтому отказался от лестного предложения и вернулся на Родину.
После возвращения он уже точно был уверен в своем предназначении. Он решил посвятить свою жизнь литературе.
Возможно, окончательный отказ от философии стал и причиной того, что Пастернак даже не забрал из университета свой диплом по №20974. Он до сих пор храниться в университетском архиве.
Покончив с увлечениями музыкой и философией, Борис Пастернак полностью посвятил себя поэтической деятельности. В результате в 1913 году уже были опубликованы его первые стихотворения.
В то время было модно и престижно для любого поэта или писателя состоять в каком-либо литературном обществе. Пастернак был знаком со многими символистами и футуристами из различных обществ, тесно общался с Владимиром Маяковским, личность которого оказала на него значительное влияние, но не принадлежал ни к одному из обществ.
Изначально заняв свою собственную позицию, Пастернак не считал для себя обязательным становиться членом каких-либо литературных сообществ.
В 1916 году Пастернак принял приглашение поработать в конторе управляющего химическими предприятиями поселка Всеволодо-Вильва пермской губернии.
Должность, которую занимал поэт и писатель на Урале, называлась помощник по деловой переписке и торгово-финансовой отчетности. Впоследствии многие исследователи творчества Пастернака утверждали, что прообразом города Юрятина из его романа стала Пермь.
После Октябрьской революции родные Пастернака не смогли найти общего языка с новой властью. Кроме того, отцу Бориса Леонидовича требовалась операция, которую могли сделать только в Европе. Поэтому в 1921 году родители и сестры поэта переехали в Берлин.
Когда в Германии к власти пришли нацисты, семья Пастернака перебралась в Лондон.
Сам же Борис Пастернак уверенно отказался от переезда в Европу, считая, что его труды пригодятся именно на Родине. Это были 20-30 годы – время расцвета славы поэта, период обласканности советской властью и пик его признания «коллегами по цеху».
Но отношения с родными литератор поддерживал постоянно, ведя с ними активную переписку. Переписывался он и со многими друзьями и коллегами, эмигрировавшими из молодой Страны Советов.
Изначально интерес к Грузии был навеян Пастернаку творчеством М. Ю. Лермонтова. Свое отражение он нашел в стихотворении «Памяти Демона».
В 1930 Борис Леонидович познакомился с Паоло Яшвили – известным грузинским поэтом, приехавшим в Москву.
На следующий год по приглашению своего нового друга Пастернак с семьей отправились в Тифлис. Здесь поэт еще больше проникся любовью к Грузии и ее искусству.
По возвращении в Москву он даже организовал вечер грузинской поэзии, а в его очередную его книгу вошли произведения, в которых он с восторгом передавал свои впечатления об этой стране.
Впоследствии Пастернаком было создано еще несколько циклов стихотворений о Грузии. Также он работал над переводами произведений грузинских поэтов и писателей.
Он еще несколько раз был в Грузии, и встречал своих грузинских друзей в столице. А после их смерти всячески помогал и поддерживал их семьи.
Как и во всем, что делал, Пастернак и здесь, в изучении грузинской культуры пытался «дойти до самой сути» — он начал собирать материалы о жизнеописании грузинских местных святых, об археологических находках и истоках грузинского языка.
Последний раз Борис Леонидович побывал в Грузии в 1959 году, буквально накануне своей смерти. В ходе этой поездки он посетил дома тех, кого когда-то знал и с кем был очень дружен, почти память своих друзей и навестил их семьи.
Полоса признания и успеха Пастернака была непродолжительной. Отчуждение между ним и советской властью началось, когда поэт заступился сначала за бывшего мужа Анны Ахматовой Николая Гумилева, а затем за ее сына – Льва Гумилева.
Неприятие к Пастернаку увеличилось во время Великой отечественной войны, когда он вместо того, чтобы писать патриотические стихотворения, как большинство поэтов того времени, делал переводы иностранных произведений. Многие сочли это непатриотичным.
Окончательный разрыв писателя с советской литературой, точнее с литературоведами и властью произошел после написания романа «Доктор Живаго». Свою работу над ним Пастернак начал сразу после окончания Великой Отечественной войны и продолжал в течение 10 лет. Сам он считал роман своим главным и лучшим произведением – вершиной своего творчества.
Однако из-за «странных» и «неправильных» взглядов Юрия Живаго – главного героя романа, который неоднозначно воспринял перемены, принесенные Октябрьской революцией, произведение было отвергнуто советским сообществом.
А отправка романа в Европу, где он стал популярным буквально в считанные дни, и Нобелевская премия, которой Пастернак удостоился за свое произведение и вовсе были восприняты, как измена Родине.
Многие критиковали роман, даже не читая его. Причем среди критиков были и такие писатели, которые сами не смогли найти признания в СССР и давно перебрались в Европу и Америку. Среди таких критиков был, например, В. Набоков.
Примечательно то, что американские спецслужбы и британский МИД пытались использовать произведение советского писателя как средство дискредитации советской власти и антикоммунистической пропаганды.
Желание еще раз вдохнуть воздух молодости и прогуляться по тем дорогам, где бродил и размышлял об искусстве с друзьями – были не единственной причиной последней поездки Пастернака в Грузию.
Его буквально вынудили уехать представители властей. А все для того, чтобы не дать ему встретиться с британским премьер-министром Г. Макмилланом, который в рамках поездки в СССР очень хотел встретиться и поговорить с человеком, отказавшимся от Нобелевской премии.
Англичанин очень хотел узнать о причинах, побудивших известного поэта и писателя пойти на этот шаг из его уст.
Однако, благодаря оперативной работе спецслужб, встреча так и не состоялась и Г. Макмиллан так и не узнал ответ на так занимавший его вопрос.
Как ни старались советские власти и критики умалить талант Пастернака и замолчать его роман, время все расставило по своим местам.