Несмотря на распространенное мнение Благодатное пламя сходит не только накануне Пасхи. По многим, как древним, так и современным свидетельствам появления святыни могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года.
Это чудо восходит ко времени Воскресения Христа. Первым свидетелем схождения явился апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен увидел внутри Гроба Христова удивительный свет. «Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была, однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно». Так сообщает нам об этом святитель Григорий Нисский.
Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления Благодатного Огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом. Одно из самых древних русских описаний схождения Благодатного Огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах.
В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Латинские патриархи изгнали православных из Храма Гроба Господня. Летописец западной церкви так описывает это время: «Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане».
Самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Армянам –монофизитам, вопреки традиции, через турецкого султана удалось добиться единолично принимать Благодатный Огонь. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от Кувуклии, но и вообще из Храма. Скорбя, они и остались молиться о схождении Огня у закрытых ворот Храма. Армянский Патриарх молился около суток, но, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. Внезапно раздался гром, колонна у входа рядом с Православным патриархом раскололась. Во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай, когда схождение произошло за пределами Храма.
Впрочем, это была не единственная попытка мусульман воспрепятствовать схожденияю Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «…однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволокй, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».
Богослужение Благодатного Огня совершается Патриархом Иерусалимской Православной Церкви или одним из архиереев Иерусалимского патриархата. Участие в получении святыни принимают так же представители Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, а также Коптской и Сирийской церквей Католики сейчас при схождении Благодатного Огня не участвуют, но присутствуют при этом.
Вместительность Храма Гроба Господня до 20 тысяч человек, площадь около Храма и ближайшие окрестности Храма вмещают еще около 50 тысяч человек. В Великую Субботу и Храм, и площадь перед Храмом, и ближайшие окрестности заполнены людьми, ожидающими сошествия Благодатного Огня. Так было, по описаниям русских паломников, и сто, и двести, и девятьсот лет назад.