По словам великой и неповторимой Коко Шанель, духи - это невидимый, но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла.
История парфюмерии уходит вглубь веков. Древние люди приписывали ароматам божественную и магическую силу. Цветущей веткой персика шаманы изгоняли из человека духов болезни и зла. По свидетельству Геротода, благовонным можжевельником окуривали дом и постройки, чтобы предохранить их от удара молнии.
Египтяне изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождали различные обряды и дополняли женские туалеты. Греки, прославившиеся, как любознательные путешественники, привозили из своих странствий новые и экзотические ароматы. В древнем Риме запахам приписывалась целебная сила.
С завоеванием Европы варварами про волшебную силу запахов на время забыли. В это время начинается расцвет парфюмерии на Востоке. Арабы и персы, благодаря изобретению перегонного куба и улучшив дистилляцию, превратились в несравненных знатоков пряностей и ароматов. Крестовые походы и развитие торговых отношений с исламским миром способствовали тому, что европейская знать наконец открыла для себя полезные свойства ароматов. Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока.
Во второй половине XIV века появляются жидкие духи на основе спирта и эфирных масел. По легенде первая ароматическая вода на основе розмарина была подарена королеве Венгрии Елизавете монахом в качестве микстуры от тяжелой болезни. Выпив цветочную воду, королева исцелилась.
В XVI веке в моду входят парфюмированные перчатки. Начиная с эпохи Возрождения, использование ароматов набирает все больше популярности. С их помощью европейские господа маскировали неприятные запахи.
В 1608 году во Флоренции, в доминиканском монастыре Сайта Мария Новелла, создается первая в мире парфюмерная фабрика. Монахам-парфюмерам покровительствовали герцоги и князья, и даже сам Папа Римский.
В 1709 году француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями в Кёльне, впервые выпустил в продажу душистую воду Кельнская вода. Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала называеться eau de cologne или одеколон. Императору Наполеону настолько полюбился новый аромат, что он покупал до 60 флаконов в месяц!
В XIX веке производство духов перестало быть кустарным. Появляются первые парфюмерные фабрики.
В 10-е годы XX ст. кутюрье принимают решение соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Полю Пуаре приходит в голову гениальная идея дополнить ароматами линии одежды. Подхватив этот тренд, великая Габриэль Шанель выпускает в 1921 году духи под своим брендом Chanel №5.
Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с искусственными. В 1917 году он выпускает Chypre (Шипр), ставший впоследствии дедушкой для целого семейства запахов. Развиваются т.н. восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.
В начале 20-х годов были открыты способы создания ароматов синтетическим путём. Альдегиды, впервые использованные в Chanel №5 совершили настоящую революцию в парфюмерии.
В 50-х годах французская парфюмерия достигает своего подъёма. На начало 60-х приходится большой бум ароматов для мужчин. В 70-е годы пришла мода на коллекции pret-a-porter. Так возникла новая парфюмерия pret-a-porter de lux. Она не потеряла высокого качества и изысканности haute couture, но стала более доступной.
В 80-е годы дизайнеры вовсю экспериментируют с флаконами. Появляется мода на густые, тяжёлые, амбровые ароматы. В конце 80-х в лабораториях создаются свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.
В 90-е годы насыщенные запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более лёгкими ароматами. Новая технология Живые цветы (Living-Flower Technology) позволяет теперь собирать запах живых цветов и растений. Для этого их помещают под стеклянный колпак и через специальное ответвление вытягивают аромат.
Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются запахи фруктовые. По мнению специалистов, духи конца этого века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия они не изменятся.
Сейчас каждый может купить туалетную воду или духи, исходя из своих индивидуальных предпочтений. Современный рынок парфюмерии предлагает ароматы на любой вкус. Большой популярностью сейчас пользуются парфюмы, изготовленные из органических компонентов , например, такие как Yves Rocher.