В 1989–1991 годах на территории СССР происходил процесс, позже названный «парадом суверенитетов». Одна за другой союзные и автономные республики провозглашали декларации о независимости, что и стало одним из главных факторов, который вскоре привел к распаду СССР. Но некоторые из этих республик позднее вошли в состав Российской Федерации.
Самая драматичная и самая известная история произошла с Чечней. Независимая Чеченская Республика Нохчи-Чо была провозглашена 8 июня 1991 года. При этом в регионе сложилось двоевластие: более трех месяцев он фактически управлялся Общенациональным конгрессом чеченского народа и Верховным Советом ЧИАССР, самораспустившимся 15 сентября.
Результаты выборов в конце октября 1991 года, когда президентом республики стал Джохар Дудаев, были признаны руководством РСФСР недействительными. 7 ноября Ельцин объявил на территории Чечено-Ингушетии чрезвычайное положение. Дудаев ответил на это введением военного положения. Самолеты с российскими военнослужащими были блокированы отрядами Дудаева в аэропорту Ханкалы. Чтобы спасти солдат, правительство России пошло на компромисс. Благодаря этому сторонники независимости Чечни временно одержали верх.
Это было началом многолетнего кровавого конфликта. Он включал две войны, длившихся с декабря 1994-го до августа 1996 года и с августа 1999-го до апреля 2000-го. Хотя в 2003 году была принята новая Конституция, одобренная пророссийским руководством Чечни во главе с муфтием Ахматом Кадыровым, будущим президентом, и утверждавшая вхождение республики в состав РФ, часто датой окончания второй чеченской войны называют 16 апреля 2009 года, когда был отменен режим контртеррористической операции.
Ингушетия официально отделилась от Чечни и стала республикой в составе Российской Федерации в начале 1993 года. Примечательно, что четкие границы между Чечней и Ингушетией не установлены до сих пор.
Нет и четких исторических рамок существования независимого чеченского государства – Чеченской Республики Нохчи-чо, позднее - Чеченской Республики Ичкерии – имевшего свои Конституцию, флаг и герб, но не признанного ни одной страной мира.
Присоединение к России Республики Татарстан, в 1992 году отказавшейся подписать общий для всех субъектов РФ Федеративный договор, обошлось без массовых кровопролитий и вооруженных столкновений.
Но споры о государственном статусе республики проходили крайне эмоционально и сопровождались многочисленными дипломатическими и даже психологическими ходами и уловками.
Еще в 1991 году, до августовского путча, во время подготовки Союзного договора Ельцин пообещал Татарской АССР, что с ней подпишут отдельное соглашение, предоставляющее большие полномочия и автономность, чем другим республикам. В 1992-м президент РФ, по-видимому, счел былые обещания недействительными. Хотя именно в Татарстане он двумя годами раньше обронил неосторожную фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».
Настойчивые попытки побудить татарстанское руководство поспешить с подписанием Федеративного договора вызвало реакцию, прямо противоположную желаемой. 21 марта прошел референдум о независимости Республики Татарстан. 61,4% голосовавших заявили, что хотели бы жить в суверенном государстве.
Россия всячески старалась предотвратить референдум. Сначала Конституционный суд РФ признал формулировку вопроса незаконной. Затем, непосредственно накануне референдума, Ельцин обратился к гражданам Татарстана по радио с увещеваниями. Но законодательные вердикты и просьбы, и угрозы были тщетны.
30 ноября 1992 года была введена Конституция Республики Татарстан, закреплявшая ее государственный суверенитет.
Однако диалог продолжался, и в итоге татарстанские политики во главе с президентом Шаймиевым добились своего. По уникальному в некотором роде договору 1994 года Республика Татарстан объявлялась не субъектом РФ, но суверенным государством, ассоциированным с РФ.
Такое положение вещей сохранялось до пересмотра Конституции по требованию России в начале 2000-х. В редакции от 19 апреля 2002 года Татарстан назван субъектом РФ, сохраняющим суверенные полномочия.
В конце июля 2017 года истекает срок последнего договора о разграничении полномочий РФ и Татарстана, заключенного десять лет назад. Это подогревает сепаратистские настроения, и время от времени в верхах политических кругов республики раздаются призывы потребовать у России независимость.
Строго говоря, с формальной точки зрения Тыва никогда не выходила из состава РФ. Однако по собственной инициативе и без согласия России присвоила себе большие полномочия, чем те, что предусматривал Федеративный договор 1992 года. Конституция республики от 12 декабря 1993 года, принятая на всенародном референдуме, во многом противоречила Конституции РФ. Например, Тыва оговаривала свое право на самоопределение, а также право без обсуждения с центром решать военно-политические вопросы и вопрос о гражданстве, реорганизовывать судебную систему.
Эти спорные пункты в течение восьми лет были предметом неустанного дипломатического торга. Тыва шла на компромиссы постепенно. До 2001 года в Конституцию были внесены порядка 60 более и менее значительных поправок.
В Конституции Тывы, принятой 6 мая 2001 года, уже не говорилось о суверенитете, а по итогам референдума 2010-го в нее было внесено много важных поправок. Так, была упразднена статья о местном гражданстве. Республика пошла на уступки по совокупности причин, и не последней из них было то, что Тыва нуждалась в разнообразной помощи со стороны России.