Дело о самой крупной автокатастрофе в Татарстане дошло до суда. Накануне в Заинский храм правосудия на первое заседание пригласили выживших пассажиров «огненного рейса» Самара — Ижевск и родственников 14 погибших.
Обвинение в грубом нарушении ПДД с тягчайшими последствиями было предъявлено 56-летнему водителю междугороднего автобуса Александру Ижмукову. Как стало известно «Реальному времени», расследование завершили в кратчайшие сроки, но, по мнению защиты, до конца в случившемся не разобрались. «Жизнь стала серой и тусклой без Маши» Несмотря на очевидную формальность первого судебного заседания по делу об автокатастрофе под Заинском, которая произошла в июле этого года, атмосфера начала накаляться еще до разбирательства по существу. Десятки потерпевших, которым пришлось проделать неблизкий путь в городок Татарстана были заметно взволнованы присутствием большого числа журналистов и еще, пожалуй, тем фактом, что у подсудимого — простого водителя автобуса — аж три адвоката! Еще в коридорах Заинского дома правосудия начал собираться костяк инициативной группы потерпевших, неформальное руководство которой взяла на себя Регина Галимова. Она единственная из потерпевших живет в самом Заинске. В «огненном рейсе» потеряла свою дочь. Потеряла по всех возможных смыслах — опознавать Марию, 24 летнюю выпускницу Самарского медколледжа, пришлось по тестам ДНК. Поэтому Регина и бабушка погибшей девушки Наталья Патяшева сначала отказывались верить в самое страшное. — Ее почему-то в списках погибших сразу не оказалось, мы два дня ее искали, облазили все огороды на дачах рядом с местом ДТП, думали, может, она как-то в шоковом состоянии туда ушла и там лежит без сознания, — рассказывает Наталья Патяшева. — Только потом уже поняли — погибла наша девочка. Надежда угасла, нет у нас и сейчас никакой надежды, ни радости. Жизнь наша стала серой и тусклой без Маши. Напомним, в ночь на 2 июля 2017 года на территории Заинского района РТ пассажирский автобус «Неоплан» врезался в неисправный грузовой МАН, буксируемый грузовиком КАМАЗ. От удара оторвалось колесо автобуса, он опрокинулся на правый борт, заблокировав пассажирские двери, и загорелся. Погибли 10 взрослых и четверо детей. В числе жертв той аварии были 67-летний декан факультета математики ИЖГТУ Али Алиев, 78-летняя тренер челнинского спорткомплекса «Олимпийский», ранее пережившая блокаду Нина Подгорная и ее супруг Сергей, 39-летняя жительница Самары Людмила Мельникова, погибшая вместе с двумя сыновьями. Брат Ижмукова о водителях грузовиков: «Я точно знаю, что они виноваты!» Брат подсудимого Михаил Ижмуков сам подошел к прессе и выразил свое недоумение, что только его родственника назначили «козлом отпущения». «А где водители грузовиков? — недоумевал Михаил. — Он что в столб врезался? О них — ни слуху, ни духу! Они должны сесть на скамью вместе с моим братом, и еще неизвестно кто на самом деле виноват! Я точно знаю, что они виноваты! Они (водители сломанного МАНа и КАМАЗа, который буксировал вышедший из строя грузовик, — прим. ред.) совершали маневр! Выехали прямо перед автобусом на трассу, без габаритных огней! Почему об этом ни слова?!». После эмоционального выступления родственника атмосфера у зала суда накалилась настолько, что началась перепалка между Ижмуковым-старшим и потерпевшими. Пришлось вмешаться приставам и призвать всех к порядку. Тут подошло время начала судебного разбирательства, и всех пригласили в зал. Он, кстати, самый большой в Заинском городском суде, но мест в нем все равно хватило не всем. Председательствующая судья Венера Исаичева начала процесс с установления личности подсудимого и явки потерпевших, а также с обсуждения вопроса о присутствии журналистов на заседании и о видеосъемке. Участники процесса не возражали. Личность подсудимого, попавшего под арест буквально с больничной койки, установили ожидаемо быстро. А с явкой потерпевших вышла незадача. Оказалось, что родственники погибших и выжившие пассажиры «огненного рейса» проделали путь до Заинска из Самарской области и Удмуртии. Потому что трех других потерпевших суд по какой-то причине не уведомил о начале заседания должным образом. И на старт процесса они не явились. Адвокаты тут же попросили отложить заседание. И суд назначил новую дату — 30 октября.
Генпрокуратура РФ: «Нарушил, превысил, врезался» Между тем срок содержания Александра Ижмукова под стражей истекает 2 октября. И представители гособвинения — представитель прокуратуры РТ Юрий Марданов и прокурор Заинска Ринат Каримов — попросили суд оставить водителя автобуса в СИЗО. Тройка адвокатов выразила мнение, что необходимость в такой мере пресечения с началом суда отпала. Защитники просили либо поместить обвиняемого под домашний арест, либо освободить его под залог в 3 миллиона рублей. Деньги готов предоставить работодатель Ижмукова — ООО «Евразийская корпорация автовокзалов». Когда судья удалилась для принятия решения, потерпевшие вновь заволновались — неужели водителя отпустят? Журналисты попытались разговорить самого Ижмукова, но тот все вопросы проигнорировал, а его адвокаты и вовсе призвали приставов оградить их подзащитного от внимания СМИ. Судья Исаичева оставила подсудимого под стражей до 8 декабря. Правда, вряд ли к этому сроку удастся рассмотреть дело о резонансном ДТП. До оглашения обвинительного заключения речь сегодня не дошла. Впрочем, позицию обвинения накануне процесса озвучил для прессы официальный представитель Генпрокуратуры России Александр Куренной: «Ижмуков управлял автобусом рейса Самара — Ижевск. Он грубо нарушил правила дорожного движения, превысил максимально допустимую скорость, врезался в грузовик, в результате чего автобус перевернулся и загорелся». Представители гособвинения попросили суд оставить водителя автобуса в СИЗО Напомним, именно под контролем Генпрокуратуры в обстоятельствах «огненного рейса» разбирались сотрудники Главного следственного департамента МВД РФ, которые на старте следствия намеревались проработать и версию близких Ижмукова о том, что буксируемый грузовик двигался без габаритных огней и мог выехать с обочины прямо перед пассажирским лайнером на неосвещенном участке трассы. Удалось ли опровергнуть эту версию путем сложных экспертиз или следователи и прокуроры предпочли поверить показаниям свидетелей, пока неясно.