Интернет-площадки, где люди ищут попутчиков или водителей, которые подбросят в соседний город, давно закрепились в Набережных Челнах. Ежедневно десятки автомобилистов предлагают по дешевке добраться до необходимого населенного пункта. Популярность сервисов растет, но безопасны ли они?
Трагедия Совсем недавно, в начале февраля, на трассе М-7 произошло смертельное ДТП. В результате столкновения грузовика и легковушки погибли все находившиеся в легковой машине люди. Три пассажирки скончались на месте, водитель умер в больнице. Все они были молоды – водителю 21 год, пассажиркам – 19 лет, 20 лет и 39 лет. Все они ехали в машине, воспользовавшись онлайн-сервисом поиска попутчиков. Авария может произойти с каждым, но кто должен отвечать за смерть людей в данном случае? Несет ли ответственность сервис поиска попутчиков? Кто несет ответственность? Из Набережных Челнов до Казани можно добраться минимум за 300-350 рублей, максимум за 450-500 рублей. Несомненно, стоит брать в расчет особенности каждого автомобиля, но некоторые перевозчики на Bla bla car и других подобных онлайн сервисах все же стараются заработать на приложении. Например, предприятия с лицензией на пассажирские перевозки тоже берут за билет 450 рублей и, при этом, из данной суммы платят за все процедуры, которые установлены Минтрансом. Основная цель онлайн платформы – предоставить водителям возможности связаться с пассажирами, которые едут с ними в одном направлении. Фактически приложение дает возможность автомобилистам прорекламировать себя и заработать. Жирным шрифтом, например, приложение BlaBlaCar сообщает, что именно пассажир лично несет ответственность за решение ехать с водителем или нет. «Вы понимаете и признаете, что компания BlaBlaCar не является стороной каких-либо соглашений, договоренностей и договорных отношений, которые могут возникать между Пользователями Платформы либо с Организациями-перевозчиками», - следует в сообщении. Корреспонденту «Челнинских известий» удалось связаться с представителями российского филиала этой компании и узнать, кто понесет ответственность в случае аварии. «Мы лишь площадка, где люди находят друг друга для совместной поездки. Для пользователя, с нашей стороны, страховка не предусмотрена. В случае ДТП согласно законам РФ ответственность несет виновник, как при обычной аварии. Мы не участвуем в отношениях между сторонами. Водителей не контролируем, так как они не трудоустроены у нас, с ними не заключены соглашения и договора. Они должны соблюдать только нормы законодательства, иметь страховку, ремни безопасности, водительское удостоверение и так далее. А контролировать их должны надзорные органы», - сообщил представитель Bla bla car Алексей Демченко. Напомним, ранее «Челнинские известия» писали, что зарегистрированные в органах перевозчики должны иметь: тахограф, путевую и предрейсовую документации, медицинскую карту, акт технической проверки. Такой перечень установлен Ространснадзором. Однако, эксплуатируя свой личный транспорт для совместных поездок, водитель не обязан соблюдать нормы труда и отдыха, проходить медосмотр Выходит, что человек садится в автомобиль на свой страх и риск? Этот вопрос мы задали собеседнику представляющему онлайн-сервис. «Можно и так сказать, согласно условиям пользования, это право человека регистрироваться или нет. К сожалению, инциденты бывают. Не всегда виноват водитель Bla bla car, бывает, например, что в него влетает неадекватный водитель. Наши порой тоже нарушают, но мы после обращений сразу блокируем его профиль и информацию передаем в контролирующие ведомства. После ДТП мы помогаем людям, даем необходимую информацию и консультируем», - уточнил Алексей. Навести порядок пока не могут На запрос «Bla bla car ДТП» в интернете, появляется множество ссылок на разные российские СМИ. В том числе и на пропажу самих водителей или пассажиров, которые воспользовались сервисом. Вопрос о закрытии онлайн - площадки в прошлом году поднимал один из членов Российского автотранспортного союза (РАС), но, по решению суда, приложение было решено не блокировать. Сегодня РАС вновь прорабатывает этот вопрос и готовит документы для обращения в необходимые ведомства. «Сейчас готовим документы и решаем, какую позицию занимать РАС. Этот вопрос поднимали в Минтрансе, о ситуации знают. Как пишет прокуратура и Роспотребнадзор, онлайн сервисы не нарушают законодательство. Они размещают информацию, как рекламу. Как к рекламодателю к ним претензий нет, но они предоставляют недостоверную информацию о перевозчике», - говорит начальник отдела по взаимодействию с регионами и организации перевозок Российского Автотранспортного Союза Евгений Колесников. - Они только размещают информацию и дальше никакой ответственности не несут». Стоит отметить, что водителям не стоит труда зарегистрироваться на сайте и предоставлять свои «услуги» попутчикам. А в каком состоянии автомобиль или сам его владелец, можно узнать, только непосредственно в салоне автомобиля. Представители союза считают, что на законодательном уровне должна была прописана деятельность таких агрегаторов. Люди обязаны получать достоверные сведения о водителях. А ответственность за инциденты должна быть переложена на компанию, которая владеет сервисом. Юридическая сторона вопроса Как поясняют автоюристы, за ущерб потерпевшим лицам отвечает виновник аварии, но если ведется предпринимательская деятельность, то ответ должен держать бизнесмен или компания. В этом случае потерпевшая сторона может требовать возмещения не с виновника, а с юрлица, которое занимается перевозками. Как уточняет юрист Рамиль Бакиров, многие таксисты перешли работать сервисы типа Bla bla car, не выполняя необходимые условия установленные Минтрансом. С юридической точки вопроса в соответствии с действующим законодательством сервис привлечь к ответственности можно только по КоАП. Теоретически они осуществляют предпринимательскую деятельность в области транспорта без лицензии. Онлайн-сервисы по поиску попутчиков и водителей являются фактически операторами пассажирских перевозок, выполняя функции диспетчерской службы. Сервис ведет деятельность без необходимого лицензирования, прикрываясь другой услугой. По мнению юристов, в таком виде онлайн-платформы не должны работать, их необходимо запрещать. Однако этот вопрос глобальный, и должен подниматься на федеральном уровне.