Почему мы считаем одних людей красивыми, а других - нет? Каковы законы красоты? И есть ли они?
Дитя порока?
Кому-то это покажется несерьёзным, но учёные мужи серьёзно изучают эту проблему. У них есть два противоположных подхода. Первые считают, что способность определять, красив человек или нет, закодирована в сознании. Посмотрел мужчина на девушку - его внутренний компьютер незаметно для него прикинул, что пропорции у неё 90-60-90, и выдал вердикт: красавица. Вторые - сторонники теории относительности. Они уверены, что критерии красоты у разных народов и в разные времена отличаются и зависят от воспитания и принятых в обществе взглядов. Казалось бы, последнее нам ближе. Ведь сколько раз менялась мода, и то, что нам раньше казалось красивым, порой воспринимается уже чуть ли не уродством. Значит, критерии красоты нам внушает мода? Но давайте перейдём к конкретике.
«А какие женщины нравятся мужчинам? - задаётся вопросом И. Эйбл-Эйбесфельдт, виднейший учёный в этой области и сторонник первой теории. - Оказывается, те, что сочетают полноценные половые признаки зрелой самки с детоподобным личиком. Отчётливые проявления детоподобия (педоморфизм) заметны у женщин многих рас. Они, очевидно, не просто нравятся мужчине, но ещё и «включают» (стимулируют) защитное, покровительственное поведение». Известный немецкий учёный знает, о чём говорит, он наблюдал эти вкусы у разных народов, и практически во всех уголках мира они универсальны.
А вот результаты совсем недавнего исследования английских учёных из Сент-Эндрюсского университета. При оценке фотографий мужчины посчитали самыми красивыми женщин с большими глазами, более полными губами, маленьким носом и не сильно развитым подбородком. Узнаёте? Это же типично детские черты, о которых говорил Эйбл-Эйбесфельдт. И это, например, портрет вечной звезды Одри Хепбёрн. Она стала иконой этого стиля 60 лет назад, и её образ ничуть не померк с тех пор, хотя её нет уже более 20 лет и несмотря на сотни других звёзд, зажёгшихся за эти годы.
Одри Хепберн. Особые приметы
Но англичане пошли дальше, они попробовали выяснить причину такой внешности. Оказалось, что у красавиц был более высокий уровень женских половых гормонов - эстрогенов. А значит, они более способны к зачатию, вынашиванию и рождению ребёнка, то есть к продолжению рода. Вот что выбирают мужчины подсознательно.
Ниже талии
А многие выбирают плодовитых женщин сознательно: «Широкий таз, ввиду того что он облегчает роды, считается одним из главных признаков женской красоты, - писал в своей книге про чукчей известнейший этнограф Владимир Богораз. - Влюблённый чукча похвалу своей возлюбленной начинает с восхваления её силы и статности. Потом указывает на её дородность, затем упоминает о её широком тазе и уже после этого обратит внимание на длинные волосы, густые брови и румянец лица. Краткая формула похвалы проста: «Большая женщина, большой таз, длинные косы».
Похожие пристрастия Эйбл-Эйбесфельдт тоже наблюдал в разных регионах мира. Одни народы говорили об этом просто, как чукчи, другие витиевато, как, например, в гимне легендарной индийской красавице Кадамбари: «Её ягодицы были такими тяжёлыми, как если бы их обременяли сердца припавших к её ногам воздыхателей, а талия такой тонкой, как если бы похудела с горя, что не может увидеть её лицо за высокой грудью». Говоря научным языком, это «полноценные половые признаки зрелой самки». Но вся эта широта и тяжесть как-то не совсем вяжется с современными идеалами 90-60-90, которые реально нравятся большинству мужчин. Если бы сейчас была эпоха Рубенса, создававшего своих пышнотелых красавиц! Но похоже, над сознанием современных мужчин так изрядно потрудились властители моды, что вкусы сильно поменялись? И да, и нет. Главное - не абсолютные размеры, а пропорции, приближающиеся к 90-60-90. И что интересно, именно такая фигура «песочных часов» тоже формируется под действием эстрогенов. Так что круг замкнулся. Мужчина подсознательно ищет не только красавицу, но и мать своих будущих детей. Таков код красоты.
Но и модная индустрия влияет на кодекс красоты. Да, основа остаётся неизменной, но можно влиять на детали. Как показали те же эксперименты в Сент-Эндрюсском университете, косметика реально позволяла женщинам, не попавшим в число красавиц, стать ими. После умелого макияжа они тоже начинали нравиться мужчинам. Вот когда такой косметики и прочих средств усовершенствования тела не было, мужчины были вынуждены ориентироваться только на базовые показатели красоты. И поэтому Наполеон и весь тогдашний свет были без ума от Жозефины, имевшей очень скверные зубы. Сегодня у неё не было бы шансов на это, не сделав белоснежную улыбку у стоматологов. А рубенсовским дамам нужно было бы обязательно посетить диетолога и пластического хирурга, чтобы избавиться от лишних килограммов и целлюлита. Поскольку в прошлые времена их не было, дамам приходилось обращаться к другим специалистам. Например, фаворитка Людовика XIV мадам де Монтеспан, родив ему несколько внебрачных детей (эффективной контрацепции тогда тоже не было) и приобретя чисто рубенсовские формы, была вынуждена привораживать короля с помощью магии. Она заказывала чёрные мессы, на которых убивали и сжигали младенцев, чтобы подсыпать их пепел в блюдо монарху. Модная индустрия тоже не подарок, но не столь кровожадна.
Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47/2015