В 150 км от Парижа, в сердце региона Шампань находится Реймс – город с 2500-летней историей. Он знаменит своими виноградниками, используемыми в производстве шампанского, и великолепными архитектурными памятниками, начиная с галло-римского периода и до XIX века.
Но главную гордость города составляет Реймсский собор (Нотр-Дам-де-Реймс) – величайший образец сакральной готической архитектуры. Реймсский собор во ФранцииСобор в Реймсе известен тем, что в его стенах венчались на царство почти все французские монархи, а Жанна д'Арк привела сюда короноваться Карла VII.
Кстати, Реймсский собор тоже посвящен Деве Марии и следовательно тоже носит название «Нотр-Дам».
Любопытно, что в истории собора есть страница, значимая и для России. Здесь, в Реймсском храме 19 мая 1051 года Генрих I обвенчался с Анной Ярославной – дочерью киевского князя Ярослава Мудрого. Так русская княжна стала французской королевой.
Наряду с соборами Амьена и Шартра Реймсский храм по праву считается одним из лучших образцов французской готики в период её наивысшего расцвета.
Собор декорирован изящным скульптурным фризом. Большинство скульптур выполнено в 1241 – 1290 годах. Среди 2000 фигур можно увидеть епископов, святых и дьявола, монархов, рыцарей и ремесленников.
Также на западном портале размещена известная скульптурная композиция «Встреча Марии и Елизаветы», сюжет которой взят из «Нового Завета». Эта встреча наполнена обоюдной радостью: Дева Мария ожидает ребёнка (её сыном будет И. Христос), и её бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то забеременела и вскоре даст рождение Иоанну Крестителю. На портале Реймсского собора Елизавета изображена немолодой матерью по контрасту с юной, женственной Марией.
Есть в Реймсском соборе ещё одна знаменитая статуя – »Улыбающийся ангел», или как её иногда называют – «Улыбка Реймса».
Особое место в интерьере Реймсского собора занимают витражи, изготовленные по эскизам российского живописца Марка Шагала. На центральном витраже запечатлены два библейских сюжета: на левом окне – жертвоприношение Исаака, а на правом – казнь Иисуса Христа через распятие. На других витражах представлены эпизоды из истории королей Франции, в том числе одно из главных событий Реймсского собора – крещение Холдвига I.
Слева – «Благовещенье», в центре – знаменитая скульптурная группа «Встреча Марии и Елизаветы»(1230-1233 гг.). Пластический язык мастера очень богат. В облике Елизаветы читается не только самопогруженность, но и значительность старости, завершающей жизненный путь. В Марии, напротив, за девическим смущением проступает вдохновенная обращенность в будущее. Лицо Богоматери поражает ясной, почти классической красотой. Тонкая изящная линия очерчивает профиль Девы. Волнообразный ритм откинутых с чистого лба волос контрастирует со спокойным и уверенным ритмом складок покрывала. Живописные складки, элегантность удлиненных фигур, изящество поз,– все это сближает эти скульптуры с памятниками античности.
Могила Святого Ремигия в алтаре базилики
С Реймсом неразрывно связано имя великой французской героини Жанны Д'Арк. Вот ее скульптура в Соборе:
Скульптура Жанны Д'Арк.
29 июня 1429 года начался возглавляемый ею бескровный поход на Реймс, а 17 июля Карл VII был торжественно миропомазан и коронован в Соборе в присутствии Жанны д'Арк, что вызвало необычайный всплеск национального духа в стране. Этот акт изображен на картине живописца Доминика Энгра:
Гигантская люстра высотой 6 метров с семью отделениями своим большим венцом света, как бы парившим над головами монахов, символизировала библейский сюжет Спасения, уходящий корнями в Ветхий Завет. Настоящая люстра является копией оригинала XII века, разрушенного революционерами.
Жанна д'Арк