Фотограф Сергей Строителев постарался показать, как на Фестивале девяти императоров сосуществуют светлое и темное, жизнь и смерть — и поэтому сделал репортаж в формате диптихов.
С 1 по 9 октября на тайском острове Пхукет прошел Фестиваль девяти императоров или, как его еще принято называть, Вегетарианский фестиваль. Праздники проводились и в других провинциях Таиланда, однако на Пхукете они имели по-настоящему глобальный характер. Дело в том, что отмечают праздник тайцы, имеющие китайские корни, — на Пхукете они составляют около четверти населения. На острове расположены 30 китайских храмов, которые принимали торжества. Участники фестиваля воздают почести девяти императорам, которые, по преданию, являются стражами между миром живых и мертвых. Молитвы в белом в знак самоочищения, цветы и фруктовый пир соседствуют тут с настоящим истязанием плоти, жизнь и смерть гармонично дополняют друг друга — целых девять дней.
Слева: Участник фестиваля, одержимый духами (медиум), только что пронзил язык мечом. В таком положении ему придется провести около шести часов, совершая шествие и благословляя местных жителей.
Справа: Участники фестиваля, одетые в белое, следуют за парадом через центральный парк Пхукета — Сапан Хин.
Слева: Медиум с серпами в щеках. Участники уличных шествий довольно изобретательны в выборе предметов, которыми они пронзают плоть.
Справа: Старейших женщин-медиумов везут на автомобилях. Каждый желающих может подойти и получить благословение или попросить об исцелении.
Слева: Некоторые участники уличных шествий сходят с дистанции из-за потери крови. Кровотечение начинается из-за быстрого и неумелого прокалывания плоти.
Справа: Те, кто не готов прокалывать себе щеки, выражают уважение богам мирными молитвами в китайских храмах Пхукета ежедневно с пяти утра до семи вечера.
Слева: Количество спиц и прочих предметов не ограничено никакими правилами — все зависит от того, сколько проколов сможет выдержать медиум. Очевидно, что человеческие возможности очень велики...
Справа: Свечи в китайском храме Суй Бун Тонг. После молитв каждый участник оставляет их в специальных урнах.
Слева: Предметы, которыми пронзают щеки, порой имеют большой вес, их поддерживают руками сами медиумы, либо их помощники, которые несут воду и лекарства на случай кровотечения.
Справа: Отец и сын — зрители уличных шествий в Пхукете.
Слева: Медиума покидает овладевший им дух. Но не сам, а с помощью служителя одного из храмов, куда медиум явился после шествия.
Справа: Участники мирно отдыхают внутри китайского храма Джуй Туй. Любой желающий, одетый в белое, может отдохнуть здесь, вблизи богов.
Слева: Одержимые духами медиумы входят в транс и не чувствуют боли.
Справа: Участники фестиваля в храме. Многие приезжают на фестиваль из других провинций королевства.
Слева: Медиумы не только пронзают плоть, но и режут ее топорами и мечами. Повреждения наносятся в области спины, языка и лба. Чем больше крови медиум потеряет, тем сильнее будет его благословение.
Справа: Девушки совершают моление в храме Джуй Туй.
Слева: Некоторые медуимы довольно экстравагантны в выборе предметов для самоистязания: к примеру, пистолет — очевидное влияние Запада на традиционную тайскую культуру. Помощники вставляют оружие в отверстие, предварительно сделанное в щеке медуима с помощью большого конуса с острым концом.
Справа: Помощник одевает медиума в специальный костюм около алтаря храма Джуй Туй утром перед шествиями, сразу же после того, как им овладел дух. В ежедневных шествиях принимает участие около тысячи медиумов.
Слева: Медиум с обручем в щеке.
Справа: Участники фестиваля в храме Бан Ляо.
Слева: Средний размер шрама, оставшегося после шествий. Практически у всех молодых людей от 20 до 40 лет, имеющих китайские корни и проживающих на Пхукете, есть такие шрамы. Быть медиумом во время фестиваля и пролить кровь (не все медиумы прокалывают плоть) — это показатель смелости мужчины.
Справа: Статуя Будды в храме Суй Бун Тонг.
Слева: Венки с цветами в щеках медиума. Квинтэссенция фестиваля — красота и боль слились воедино.
Справа: Венки из календулы на руке участника фестиваля: желтый цвет — цвет одежд Будды.
Слева: Грудь медиума в крови после неудачного прокола. На фестивале практически на каждом перекрестке дежурит скорая помощь. Если кому-то становится плохо из-за жары или потери крови (это происходит довольно часто), его немедленно госпитализируют.
Справа: Медиум благословляет всех пришедших в храм утром перед уличным шествием.
Слева: Кровь на спине медиума — результат ран, нанесенных топором.
Справа: Одна из традиций фестиваля — фейерверки. Любой желающий может поучаствовать в запуске фейерверков на улицах города. Во время шествий представители каждого храма несут статуэтки богов на специальных небольших тронах, куда участникам шествия нужно целиться, чтобы получить благословение. Чем больше фейерверков — тем лучше. Служители, несущие статуэтки, и медиумы не должны избегать фейерверков, летящих им под ноги: наоборот, должны терпеть и просить еще — таков обычай.
Слева: Женщины-медиумы, прокалывающие свою плоть, довольно редки, но все же встречаются.
Справа: Девочка зажигает свечу в храме Суй Бун Тонг.
Слева: Следы, оставшиеся на спине медуима после самоистязаний.
Справа: Девочки-участницы фестиваля с флагами, на которых начертаны изречения Будды.
Слева: Медиум готовится к утреннему шествию. Небольшое кровотечение начинается практически сразу из-за количества и размера предметов, которыми участники пронзают плоть. За этим следят помощники, которые тут же обрабатывают раны. Утром, когда происходят прокалывания, в храмах пахнет кровью.
Справа: Семья молится в храме Суй Бун Тонг.
Слева: Помощники вставляют в щеку медиума тростник, предварительно пронзив ее большим конусом с остром концом. В основном прокалывания производятся более или менее стерильно — в перчатках, однако это не является правилом. Очень часто второпях помощники не используют перчатки, не обрабатывают инструменты, что в будущем может нанести серьезный вред здоровью медиума. В 2015 году один человек скончался из-за инфекции, занесенной во время небезопасного прокола.
Справа: Девочки-участницы фестиваля играют с петардами на улицах города. Во время фестиваля передвигаться по улицам довольно опасно — детям продают фейерверки без ограничений.
Слева: Грудь медиума со множеством спиц — наверное, наименее опасный способ отдать дань богам, если говорить о темной стороне фестиваля.
Справа: Участники фестиваля во время молитв. Вход в храмы в обуви запрещен, участники должны вести себя кротко и носить только белую одежду — иначе придется прийти в другой день.
Слева: Помощник поит девушку-медиума водой во время шествия. Температура воздуха достигала 36 градусов Цельсия.
Справа: Медиум благословляет жителя Пхукета в храме Бан Ляо.
Слева: Женщина-медиум с веткой бамбука в щеке сразу после прокола.
Справа: В последний день фестиваля проводится ритуал — пересечение моста. Каждый желающий может пересечь небольшой красный мостик в знак самоочищения и получить благословение медиумов, встречающих участников у ступеней. Это важнейший ритуал для участников, пройти который собираются тысячи местных жителей. По преданию, тот, кто пересек мост, будет удачлив, его покинут несчастья и на его спине будет стоять королевская печать девяти императоров, символизирующая, что он очистился от грехов.
/ Фото: Сергей Строителев