Сегодня эти бренды - самые уважаемые и известные продукты мировых компаний И сложно даже представить, что относительно недавно эти производители тесно и очень активно сотрудничали с Третьим рейхом. Что делать - бизнес есть бизнес?
Какие известные бренды сотрудничали с Третьим рейхом
В обзоре рассказывается о знаменитых брендах, Фольксваген, Кодак, Ай-би-эм и многих других, которые в свое время вполне официально поддерживали гитлеровскую Германию и сотрудничали с немецкой промышленностью и руководителями нацистского государства.
Эта торговая марка появилась в 1923 году. Позднее ее основатель Хуго Босс, в честь которого она и была названа, вступил в нацистскую партию. В годы Второй мировой войны компания занималась пошивом мундиров для SS, SA, Вермахта и Гитлерюгенда. При этом на фабриках Hugo Boss работали пленные из стран Западной и Восточной Европы.
За пособничество нацизму Хуго Босса приговорили к штрафу в 80 тысяч дойчмарок и до конца жизни лишили избирательного права.
Немецкая автомобилестроительная компания Volkswagen была основана Фердинандом Порше. Именно ему Гитлер заказал модель машины, которая одновременно являлась бы прочной и дешевой. Так появилась Volkswagen Beetle, которая популярна до сих пор. Вскоре эти автомобили были запущены в массовое производство. А сборку авто на конвейере осуществляли военнопленные на заводе в Штутгарте.
Вильгельм Кеплер, один из ведущих экономических советников Третьего Рейха, сотрудничал с компанией Kodak. С приходом нацизма немецкие филиалы этой компании стали использовать труд пленных. Они выпускали не только пленку для агитационных фильмов и роликов фашистской Германии, но также детонаторы и другие изделия военного назначения.
В Германии действовал филиал этой компании, который во Вторую мировую занимался поставками нацистам сортировочных машин для концлагерей, счетных машин и перфорационных карт.
В отсутствие компьютеров это позволяло эффективно вести базы данных. С помощью оборудования IBM можно было, например, учитывать людей по региону, местоположению, медицинским картам, национальности и даже способу казни. Так, евреям присваивали код 8, цыганам – 11. Концлагеря тоже проходили под кодовыми цифрами: например, 001 означал Освенцим, 002 — Бухенвальд. Код состояния 5 присваивали расстрелянным, 6 означал, что человек умер в газовой камере.
Теперь IBM заявляет, что ее германские филиалы во время войны контролировались нацистским правительством, поэтому их руководство ничего не могло поделать, чтобы избежать подобных заказов.
Компания Siemens была основана в 1847 году и к 1933 году, когда в власти в Германии пришел Гитлер, уже являлась крупным холдингом, производящим широкий спектр устройств, от бытовой техники до деталей самолетов. Во время Второй мировой Siemens AG участвовал в производстве ракет V-1 и V-2, а также разрабатывал проекты крематориев для концентрационных лагерей.
Холдинг активно использовал на своих предприятиях труд военнопленных. Бывало так, что работники заводов Siemens находили свой конец в печах крематориев, оборудование для которых они же сами и изготавливали.
Незадолго до Второй мировой компания стала частью конгломерата IG Farben. В его составе она занималась разработкой химического соединения Zyklon B, которым убивали людей в газовых камерах.
Главным разработчиком газа был Фриц Габер, являвшийся евреем по матери. Узнав о том, каковы оказались результаты применения газа, жена Габера застрелилась. А он сам умер от сердечного приступа, пытаясь сбежать за границу от режима, которому так хорошо послужил. Известно, что несколько его ближайших родственников были убиты в концлагерях тем самым газом…
С Bayer сотрудничал печально знаменитый «ангел смерти» — немецкий врач Йозеф Менгеле, прославившийся своими бесчеловечными опытами на узниках Освенцима. Он получал от компании деньги за совершение важных открытий в области медицины. В основном все они были связаны с жестокими пытками заключенных.
Во время войны немецкий завод в Эссене по производству кока-колы не имел возможности получать концентрат, необходимый для приготовления этого напитка. Поэтому решили производить другой напиток. Компонентами его стали яблочный жмых, остававшийся после производства сидра, и молочная сыворотка, являвшаяся побочным продуктом сыроваренного производства. Яблочная фанта была желтого цвета и довольно сильно отличалась по вкусу от привычной нам сегодня апельсиновой.
Впрочем, надо отдать должное — приятный напиток не имел прямого отношения к войне или массовому уничтожению людей нацистами.