О смелости, необузданности и непокорности чеченцев ходят легенды. Но что же сделало их такими? Почему чеченцы такие мужественные?
Возможно, следует рассмотреть развитие и жизнь чеченского народа в историческом контексте.
«Беспощадные, как тигры»
Рубеж XVII-XVIII столетий ознаменовался многочисленными войнами России с Турцией, Персией, а также с крымским ханством. Поскольку от врагов нашу страну отделял Кавказский хребет, стратегически важно было захватить над ним контроль. Но это оказалось не так- то просто. Горцы вовсе не хотели быть покоренными.
Так, в 1732 году чеченцы напали на русский батальон, совершавший переход из Дагестана на Ставрополье. С 1785 по 1791 год чеченские шайки не раз вероломно нападали на русские воинские гарнизоны, на мирных землепашцев, осваивавших земли нынешнего Ставрополья.
Своего пика противостояние между русскими и чеченцами достигло в 1834 году, когда во главе мятежников встал имам Шамиль. Русская армия во главе с фельдмаршалом Паскевичем прибегала к тактике «выжженной земли»: аулы, население которых было на стороне мятежников, разрушали, а их жителей поголовно уничтожали…
В целом сопротивление удалось сломить, но отдельные «диверсии» чеченцев против русских продолжались вплоть до революции 1917 года.
«Они поражают своей подвижностью, проворством, ловкостью. На войне они кидаются в середину колонны, начинается ужасная резня, потому что чеченцы проворны и беспощадны, как тигры», - пишет про чеченцев В.А. Потто в книге «Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях» (1887). Когда во время одного из сражений русские предложили чеченцам сдаться, те ответили: «Мы не хотим пощады, одной милости просим у русских - пусть дадут знать нашим семействам, что мы умерли, как и жили - не покоряясь чужой власти».
«Дикая дивизия»
Во время Гражданской войны многие чеченцы и ингуши пошли служить в «Дикую дивизию» под командованием генерала Деникина. В 1919 году эта «дивизия» устроила настоящую резню на Украине, куда отправилась подавлять восстание Махно. Правда, в первом же бою с махновцами «дикари» были разгромлены. После чего чеченцы объявили, что не желают больше воевать у Деникина и самовольно вернулись к себе на Кавказ.
Вскоре формально на Кавказе была установлена советская власть. Однако с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний против большевиков и более 50 бунтов более мелкого масштаба. В военные годы количество диверсий со стороны местного населения привело к упразднению Чечено- Ингушской АССР и депортации местных жителей.
«Приходи свободным!»
Почему же с чеченцами всегда было так тяжело? Потому что основы их культуры в корне отличаются от нашей. Так, до сих пор у них в ходу кровная месть. К тому же, чеченец не имеет права признавать своих ошибок. Ошибившись, он все равно будет до самого конца настаивать на собственной правоте. Запрещено и прощать своих врагов.
В то же время у чеченского народа есть понятие «нохчалла», что означает «быть чеченцем». Оно включает в себя свод этических правил, принятых в чеченском обществе. Согласно ему, чеченец должен быть сдержанным, немногословным, неторопливым, осторожным в высказываниях и оценках. Нормой считаются предложение помощи тем, кто в ней нуждается, взаимовыручка, гостеприимство, уважение к любому человеку независимо от его родства, веры или происхождения. Но при этом «нохчалла» подразумевает неприятие любого принуждения.
Чеченцев с детских лет воспитывают воинами, защитниками. Даже древнее чеченское приветствие гласит: «Приходи свободным!» Нохчалла – это не только внутреннее ощущение свободы, но и готовность отстаивать ее любой ценой.
В старой чеченской песне, которая впоследствии стала гимном «свободной Ичкерии», говорится:
Скорее скалы гранитные, как свинец, расплавятся,
Чем полчища врагов заставит нас склониться!
Скорее земля возгорится во пламени,
Чем мы предстанем могиле, продав свою честь!
Никогда и никому мы не покоримся
Смерть или Свобода - одного из двух добьемся.
Сами чеченцы утверждают, что среди них есть истинные носители «святых традиций вайнахов» - адатов - и есть те, кто отошел от этих канонов. Кстати, слово «вайнах» означает «наш человек». И когда-то «своим» для чеченцев мог стать человек любой национальности. Но, разумеется, при условии соблюдения их обычаев. Те чеченцы, которые занимаются разбоем и грабежами, которые становятся террористами – не «истинные вайнахи». Свой могучий темперамент они используют в недостойных целях. Но судить по ним обо всем чеченском народе – большая ошибка.