Как показывает статистика, летать сегодня безопаснее, чем когда бы то ни было. Но пассажиры снова и снова задаются вопросом: какие авиакомпании надежнее? Где сидеть безопаснее всего?
Есть такой тип пассажиров, которые переживают каждый полет как испытание судьбы. Другие же доверяют статистике и спокойно летают. Некоторые выбирают те авиакомпании, самолеты которых до сих пор не разбивались и покупают билеты только на места в хвосте самолета.
Нужно признать, что приверженцы статистики правы. Тогда как воздушное сообщение ежегодно приводит к гибели от 1000 до 1200 пассажиров в год, на дорогах одной только Германии лишаются жизни столько же. Правда, не за год, а за два месяца. Смертоносная авария в воздухе случается в среднем один раз на 3,3 миллиарда километров налета.
Но если рассматривать не налет, а число поездок (полетов), то здесь статистика говорит не в пользу авиатранспорта.
Все же: полеты становятся все безопаснее. Число аварий самолетов Ассоциации европейских авиалиний (АЕА) сейчас находится на уровне 1995-го года, и это притом, что объемы перевозок значительно выросли. В 1995-ом входящие в ассоциацию авиакомпании перевезли 138 миллионов пассажиров, а в 2001-ом - уже 197.
"Аварии, связанные с техническими проблемами, случаются все реже", - говорит Франк Гельднер из АЕА. Пилоты, обладая усовершенствованными системами управления тоже реже стали совершать роковые ошибки. Технику усовершенствовать можно, а вот человека... Так называемый "человеческий фактор" всегда будет фигурировать среди возможных причин катастрофы. Со стремительным ростом авиаперевозок диспетчерам становится все сложнее координировать одновременное передвижение тысяч самолетов. И, как подтверждает летняя катастрофа в небе над Германией, "человеческий фактор" диспетчера, возможно, играет еще более важную роль. По данным немецкого бюро авиаперевозок, в 1999 году было зарегистрировано два инцидента, в которых могли столкнуться два крупных авиалайнера. В 2001 таких уже было пять.
Высоким уровнем безопасности, как принято считать, отличаются такие европейские авиакомпании как Hapag-Lloyd, Lufthansa, Iberia, Austrian Airlines, голландская KLM и British Airways. Примером для всех мировых авиакомпаний могут служить Qantas, Cathay Pacific (Гонконг), South African Airways, японские All Nippon Airways und Japan Airlines, которые на протяжении многих лет летают практически без происшествий.
Довольно плохой репутацией обладает российский "Аэрофлот". Собственно, не совсем справедливо: после развала СССР и разветвления "Аэрофлота" на множество мелких компаний, новый "Аэрофлот" считается достаточно надежным. Компания летает преимущественно на новых "Боингах" и "Аэробусах". Проблемы возникают, в основном, у более мелких компаний, которые летают на самолетах советского производства и не имеют средств на должный контроль технического состояния техники.
Если Вы интересуетесь статистикой катастроф самолетов различных марок и мировых авиакомпаний, подробную информацию Вам предоставит сайт www.airsafe.com. Но стоит отметить, что ценность такой статистики в определении уровня безопасности довольно невысока. Хотя бы даже потому, что в ней не учитывается, в регионах с какими погодными условиями преимущественно летают самолеты компании, пересекают ли их рейсы высокогорные массивы, как часто приходится совершать посадку в аэропортах с низким уровнем безопасности.
Следствие: компании, которые летают преимущественно на дальние расстояния, имеют более низкий показатель аварийности. Чем чаще самолет взлетает и приземляется, тем выше риск. Ведь, как показывает исследование, проведенное специалистами по безопасности полетов компании Boeing, 80 процентов всех аварий происходит именно при взлете или посадке.
То, что в случае таких аварий шансы на выживание у расположившихся на задних радах пассажиров выше, среди специалистов считается просто сказкой. Наивно считать, что самолет падает именно "вниз головой".
Данные исследований социологов говорят о том, что 15 процентов населения Европы панически боится летать, а 20 процентов летающих все же испытывает определенный страх. Но в большинстве своем эти страхи необоснованны.
Нечего бояться, например, если самолет попал в турбулентность типа "воздушной ямы". До сих пор не известно ни одного случая падения самолета, который можно было бы уверенно связать с этим явлением. Это, в свою очередь, не означает, что турбулентность совсем не опасна. Когда самолет начинает сильно трясти, не пристегнувшиеся или плохо закрепившие свой багаж пассажиры могут пострадать.
И даже если стюардесса сообщает Вам, что самолет идет на экстренную посадку, Вам не стоит паниковать. Это только в голливудских кинофильмах самолеты, совершая такую посадку, обычно взрываются. Как правило, такое приземление проходит без трагических последствий.