Сегодня, в День Победы, вновь в центре внимания горожан и гостей города самый значимый в Набережных Челнах мемориальный комплекс «Родина-мать», расположенный на остановке «Студенческая». Хотя открытие памятника состоялось еще летом 1975 года, до сих пор вокруг него витают самые разные слухи.
К сожалению, автор проекта - скульптор Ильдар Ханов - скончался пять лет назад. Поэтому «Челнинские известия» провели собственное расследование. Правда ли, что в памятнике есть потайная комната, где до сих пор стоит раскладушка Ханова? – Пустота внутри хвоста появилась после монтажа гигантских заготовок, доставленных с завода, – рассказывает ответственный за строительство памятника Биктимир Мурясов, в 1971-1975 годах занимавший пост первого заместителя горисполкома. – Я своими глазами видел эту нишу, размером она с комнату в 8-10 квадратных метров. Там не только Ханов, но и группа строителей могла разместиться. Честно говоря, было трудно уследить – ночевал ли там Ильдар: он курировал всю работу, которая велась днем и ночью. Спал мало, и у него был свой вагончик на стройплощадке. По словам Биктимира Мурясова, когда пришло время, эту пустоту полностью заполнили не бетоном (иначе была бы и без того большая нагрузка на фундамент), а огромными деревянными бочками, коробками и ящиками. Ильдар Ханов (второй справа) и Биктимир Мурясов (второй слева) Но есть и другая версия. Приехав в наш город, в одном из интервью Ильдар Ханов рассказал: «В Москве узнали, что памятник поставили с нарушением постановления ЦК КПСС, не в лучших традициях советской скульптуры, и автор – лишь успел закончить институт. На открытие приехала межведомственная комиссия из Москвы. Приняли решение памятник взорвать, автора - в тюрьму. Депеша пришла в обком, в министерство культуры. Меня предупредили: «Ильдар, прячься, тебя милиция должна забрать». Я забрался на хвост памятника (когда заливали бетон, там полость образовалась, внутри целая комната — поставил туда раскладушку). Ребята-шоферы подняли меня на подъемнике, и я жил, как Гаврош, полтора месяца. Занимался йогой, голодал. Ночью иногда спускался, собирал на кладбище крапиву». Правда ли, что лицо «Родине-мать» лепили с челнинки? Прототипом главной фигуры стала Гульсабира Хакимова, в 70-х годах работавшая заместителем председателя горисполкома. Она не выгнала художника Ханова, впервые появившегося в ее кабинете… босым. - Когда впервые увидела скульптуру, еще на стадии ее создания, она мне не понравилась, – вспоминает Гульсабира Махмутовна. – Заглянула в огромное помещение, выделенное под возведение комплекса, после приглашения Ильдара Ханова. Он говорит: «Посмотри, как тебе ее лицо?». Я удивилась: «Зачем ты слепил женщину с таким огромным бюстом? Надо, чтобы у нее было красивое лицо». А он мне ответил: «Это самое красивое лицо». Так что лицо Родины-матери осталось таким, каким его задумал художник, а вот бюст он действительно уменьшил. О том, что стала прообразом, Гульсабира Хакимова узнала лишь много лет спустя, когда уже работала директором картинной галереи и в 1993 году организовывала персональную выставку художника. -Тогда он признался, что это мой образ. Как-то мы вместе поехали к памятнику, и я разглядела, что лицо монумента имеет какое-то сходство с моим, - вспоминает челнинка.
Правда ли, что на верхотуре памятника спрятана бутылка шампанского? – Действительно, там есть бутылка шампанского, – подтвердил артист Булат Саляхов, который, после армии устроившись в «Камгэсэнергострой», с первого и до последнего дня работал на стройплощадке. – Ее принес Ильдар Ханов, и мы накануне открытия памятника, 8 мая, на возвышенности накрыли бутылку ведром и сверху залили бетоном. Булат Саляхов (справа) и его друзья спрятали бутылку шампанского на памятнике Правда ли, что фотографироваться у памятника было запрещено? – Нас сразу предупредили, что это - стратегический объект, – пояснил Булат Саляхов. – Но брат тайком пронес фотоаппарат и сделал несколько исторических снимков. Горжусь, что принимал участие в строительстве монумента, который мне очень нравится, несмотря на критические высказывания. Считаю, что это памятник не только войнам-победителям, но и всем первопроходцам КАМАЗа. По сей день вспоминаю Ильдара Ханова - талантливого и очень скромного. Лишь с высоты памятника, а он как пятиэтажный дом, мы наблюдали, как большие начальники «плясали» вокруг него. Обидно, что его даже на трибуне в день торжества не было - про него просто забыли! Правда ли, что Ханову не заплатили за работу? – Ильдар Ханов никогда ничего не просил для себя, и, как сам говорил, работал не за деньги, – рассказывает Биктимир Мурясов. – Ел по 15 граммов и был сыт целый день. Главное для него было, чтобы никто его не дергал. Откуда только силы брались? Вообще, работая в таком стремительном ритме, было много самых разных проблем, в том числе и с оформлением документов на поставку стройматериалов, на выплату зарплаты рабочим, которых было задействовано очень много. Правда ли, что Ханов исчез и его искали в аэропорту? – Было такое, когда его исчезновение нас здорово напугало, – делится Биктимир Гизатуллович. – Ильдар проявлял чудеса работоспособности, и 10-минутные перерывы заменяли ему и ночной сон. Как он сам признавался, выдержать эти нагрузки ему помогали занятия йогой. Но однажды и это не помогло – Ханов пропал. Кто-то пустил слух, что он хочет скрыться, пошел пешком в сторону аэропорта. Послали людей в Бегишево. Паника продолжалась до тех пор, пока случайно не обнаружили его в овражке у завода ЖБИ – изнуренного, перемазанного глиной и гипсом, погруженного в глубокий сон. Через несколько минут он был на ногах и, поднявшись на самый верх скульптуры по строительным лесам, снова начал лепить.
Правда ли, что памятник хотели взорвать? – Это все шутки, – улыбается Биктимир Мурясов.– Да, многим памятник не понравился. Хотя, когда руководство города впервые увидело макет Ильдара Ханова, никто слова не сказал. Вообще, взорвать бы не получилось. Во-первых, при строительстве были использованы металлические японские конструкции, которые шли для перекрытия Нижнекамской ГЭС, и десятки тонн высококачественного бетона. Во-вторых, памятник стоял не в чистом поле, а в окружении многоэтажных жилых домов. У Гульсабиры Хакимовой на этот счет несколько иная информация. Она рассказала, что памятник «Родина-мать» спас французский писатель и журналист Андре Ремакль, приехавший в Челны писать книгу о КАМАЗе. – Он показал нам взятые с собой несколько иностранных журналов с фотографиями и статьями о монументе, где говорилось, что это лучший памятник, олицетворяющий Победу. Журналы передали руководству: «Что вы хотите взорвать? Весь мир ему рукоплещет!». Так и оставили. Строители работали в четыре смены - без праздников и выходных Интересные факты
Открытие памятника состоялось 9 мая 1975 года – к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Автор проекта – скульптор Ильдар Ханов, и это его первая работа в Челнах.
Центральный объект мемориала представляет собой большую скульптуру, стилизованную под птицу Феникс, у которой в виде крыльев размещены барельефные изображения героев Великой Отечественной войны.
Памятник должен был взмыть над городом, как птица, на 40-метровую высоту, но в городе не нашлось техники, способной поднять скульптуру на такую высоту.
Основу конструкции, гипсовую оболочку, изготовили в цехе завода ЖБИ-210 и потом разрезали по ярусам – получилось 15 ярусов, 780 частей. Когда все привезли на основную площадку, то улица от ограды кладбища до трамвайных линий была заставлена этими формами.
Построили памятник в кратчайшие сроки - за 2 месяца и 17 дней, работы велись практически круглосуточно: без выходных и праздников.
Для рабочих было введено строгое табу: памятник – дело святое, тем более, рядом кладбище, поэтому никакого сквернословия. Фото предоставлены Рустэмом Гайнетдиновым