Гарри Гудини. Его имя стало нарицательным. До сих пор человека, способного выходить их неразрешимых ситуаций называют «гудини». «Король замков» не раз бросал вызов смерти и становился победителем. У него не было права на ошибку.
В жизни Гудини отличить правду от вымысла непросто. Он сознательно мистифицировал, создавая себе биографию. Так, «покоритель оков» утверждал, что родился в Америке 6 апреля 1874 года, хотя на самом деле в США семья Вайсов (настоящее имя Гудини - Эрик Вайс) переехала, когда мальчику было уже четыре года.
Родился он в Будапеште, в бедной еврейской семье, отец его был раввином. И не 6 апреля, а 24 марта.
Гудини утверждал, что в возрасте 11 лет сбежал из дома, скитался с цирковыми труппами, был подмастерьем у кузнецов и слесарей. На деле достоверно известно лишь то, что он действительно не закончил школу, а на пропитание зарабатывал на фабрике по производству галстуков. Это не было его прихотью, скорее необходимостью. Семья Вайсов была большой (шесть детей), а отец-раввин отличался непростым характером и с «американской мечтой» у него не сложилось.
Уже став известным, Гудини навестил свое первое место работы и выступил с речью перед членами профсоюза. После выступления к нему подошел его бывший коллега. «Эрик, - сказал он, - самым великим освобождением в твоей жизни было освобождение от производства галстуков».
Коллега Гудини был в чем-то прав. Если смотреть на биографию Гудини, то она вся была «освобождением». От опеки родителей, не желавших, чтобы их сын вставал на сомнительную тропинку циркового артиста. От бедности, в которой Гудини вырос. От комплекса эмигранта. Наконец, от страха перед смертью.
Несмотря на бедность, в которой пришлось расти маленькому Эрику, любовь к отчему дому и семье он сохранил на всю жизнь. Вперед его толкало не только сильнейшее честолюбие, но и стремление вывести семью из состояния нищеты. В 1892 году умер отец Эрика, Меир Вайс. На смертном одре он просил сына беречь свою мать. Гудини последовал родительскому наказу - большую часть своих гонораров он всегда отправлял матери.
Когда она (ещё в самом начале карьеры Гудини) застала сына за тем, что он раз за разом пытается вызволиться из смирительной рубашки, то с недоверием спросила: «Этим ты и собираешься зарабатывать на жизнь?». «Да, - ответил Гудини, - и однажды я принесу тебе полный подол золота».
Заняться фокусами Эрика вдохновила книга иллюзиониста Робера-Гудина. Мальчик прочел её в один присест и так вдохновился, что стал все свободное время посвящать отработке карточных фокусов. Показывая их на улицах Нью-Йорка, Эрик стал зарабатывать свои первые, пусть крохотные, но гонорары.
Примерно в это же время Эрик приобрел «волшебный ящик» у старого иллюзиониста. Его коллега по фабрике Джек Хэйман стал ассистентом. Он же посоветовал Эрику сменить псевдоним с «Эрика Великого» на Гарри Гудини. Фамилия - вариация на тему Робина-Гудина, имя Эрик взял у известного в то время факира Гарри Келлара. К слову, на выступлении последнего Гудини и увидел впервые трюк с развязыванием рук. Так Гудини определился в своем пути.
Однажды Эрик вместе с Джеком Хэйманом попал на спиритический сеанс. В те времена спиритизм был на подъеме. В него верили миллионы, и сеансы собирали толпы легковерного народа. Вход стоил всего доллар, но с учетом посещаемости организация «общения с духами» была настоящей «золотой жилой». Эрик это понял сразу, но также понял и то, что зрителей попросту обманывают. Об этом говорил хотя бы ненавязчивый скрип половиц под ногами «духа».
Тем не менее, когда у Гудини умерла мать, он сам обратился к медиуму, обещавшему встречу с духом ушедшей. Этим медиумом была жена товарища Гудини Конана Дойля. С писателем Гудини связывала непростая дружба. Проблемным местом их отношений как раз была слепая вера Дойля в спиритические сеансы.
Все шло неплохо, но когда медиум написала якобы рукой матери Гудини христианский символ, «покоритель оков» в очередной раз понял, что его водят за нос и объяснил, что его мать была еврейкой и христианские символы бы точно не стала чертить. С Конаном Дойлем они после этого случая рассорились окончательно.
Гудини большую часть своей жизни посвятил разоблачениям шарлатанов. Чтобы доказать свою правоту, он собственноручно делал «фотографии духов» и лепил искусственные руки, подобные тем, какими на сеансах медиумов отстукивались послания «с того света». Он любил посещать спиритические сеансы и громогласно заявлять: «Я Гарри Гудини, а вы аферисты!»
Сам Гудини называл главным инструментов всех своих фокусов умение не паниковать в стрессовых ситуациях. Специфика его трюков была такова, что секундное замешательство могло привести не только к разоблачению, но и к летальному исходу. Однако не стоит исключать в случае «короля иллюзионистов» и более материального фактора его небывалого успеха, а именно - знаний Гудини в области замков, ключей, засовов, крупной машинерии для исполнения фокусов и... огромного количества всевозможных хитроумных отмычек.Сегодня они хранятся в коллекции Сидня Раднея.
Устройство замков интересовало Гудини с детства. По его словам, он, еще мальчишка, умудрялся вскрывать замки кухонных шкафов, съедать конфеты, а затем оставлять все «как было». За свою жизнь Гарри изучил тысячи видов замков и мог открыть практически любой из них при помощи простой проволоки.
Эти навыки были получены им во время обучения в слесарной мастерской, при изучении архивов Скоттланд Ярда, с которыми он знакомился, посещая Лондон. Везде, куда он приезжал, Гудини изучал замки и собственноручно делал миниатюрные отмычки. Прятал он их в самых неожиданных местах, ему могли их передавать подставные люди при рукопожатии, он мог привязывать капсулу с ними к зубу и спускать в пищевод. Когда Гудини освобождался из арестантского вагона во время визита в Россию, отмычки ему передала жена Бесси во время поцелуя.
Гудини также в совершенстве владел своим телом, фанатично тренировался, растягивал сухожилия, укреплял мышечный корсет. Один из «секретов» его чудесных освобождений был в том, что во время того, как ассистенты надевали на него кандалы, Гарри напрягал мышцы и «раздувался». Потом - расслаблялся, освободившееся пространство обеспечивало относительную свободу маневра.
Но все же, как Гудини и утверждал, его главным оружием была могучая воля, хорошая дисциплинированность и абсолютная преданность делу. Несмотря на раннюю смерть, он прожил полную жизнь: снимался в кино и был одним из первых аэронавтов. Большое количество «фокусов» великого Гудини повторить пока никто не осмеливается.