Зачем раскачивать лодку и обострять национальный вопрос

24.05.2018 4:05 0

Зачем раскачивать лодку и обострять национальный вопрос

Челнинцы высказались по поводу предложения депутатов Госдумы РФ изучать национальные языки республик Российской Федерации на добровольной основе в качестве факультатива.

Группа депутатов Госдумы РФ предложила внести поправки в закон «Об образовании». Суть этих поправок в том, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации из обязательного сделать добровольным. То есть депутаты хотят отнести национальные языки в вариативную часть школьной программы, а значит, их можно вообще не изучать или изучать в качестве факультатива «при наличии возможностей в школе». Такой подход к национальным языкам вызвал справедливое возмущение у общественности республики Татарстан, ведь он явно не ведет к консолидации общества. Челнинская интеллигенция также недоумевает, зачем депутатам Госдумы РФ понадобилось раскачивать лодку, вызывать нестабильность в регионах, порождать конфликт интересов между этносами. Ведь ситуация воспринимается как насмешка, когда иностранный английский язык согласно федеральным образовательным стандартам изучается обязательно, а родные языки народов России лишаются такой возможности. Вот что по этому поводу думают челнинцы. Виталий Агапов, руководитель филиала Ассамблеи народов Татарстана в Набережных Челнах: — То, что преподавание национальных языков загоняют в рамки необязательного факультатива, в корне неправильно. Мы живем в Российской Федерации – а федерация предполагает наличие федеративных образований – национальных республик, где есть свои национальные языки, а значит, должно быть и национальное образование. Национальные республики должны иметь возможность самостоятельно регулировать языковой вопрос, но, конечно, без экстремистских моментов. За 25 лет суверенитета Татарстана, когда татарский преподавался в школах как второй государственный язык, мы успели многого добиться. Но даже этого строка оказалось недостаточно для того, чтобы сформировалась четкая преемственность школьного и вузовского образования, чтобы студенты могли обучаться на родном языке не только специальностям гуманитарного цикла, но и техническим, экономическим, сельскохозяйственным профессиям. Что уж говорить о том, что языковой баланс будет полностью нарушен с принятием таких антинародных поправок в закон «Об образовании». Они приведут к тому, что татары, башкиры, марийцы, чуваши и другие представители народов нашей страны, станут отрицательно относиться к политикам, которые пытаются лишить их национальной идентичности. Получается, что в России могут жить только россияне, даже не русские, а именно россияне – люди без национальных корней. Мир идет по пути глобализации, его постепенно завоевывают глобальные технологии, глобальные корпорации, глобальные языки, и люди теряют в нем свою индивидуальность. А потеря национальной идентичности приводит к утере корней, основ жизни. Ничего хорошего в этом нет, ведь при такой политике уже через несколько поколений в небытие уйдут даже национальные имена. За примерами далеко ходить не нужно. Европа, пойдя по пути глобализации, уже сейчас переживает глубокий национальный кризис: европейские народы теряются под напором волны мигрантов, у которых, кстати, с собственными корнями, языком, обычаями и традициями – все нормально. Факил Сафин, писатель: — В законе «О государственных языках Республики Татарстан» в его статье 3 говорится, что государственными языками республики Татарстан являются равноправные татарский и русский языки. Но татарский язык в последние годы много потерял: это сдача ЕГЭ только на русском языке, отмена национально-регионального компонента, уменьшение количества преподавания татарского языка в общеобразовательных школах, отсутствие возможности учиться на татарском языке в вузах, игнорирование его в делопроизводстве. По сути, татарский язык стал второсортным в повседневном применении. Новый законопроект приведет к тому, что через несколько лет мы вообще потеряем желающих изучать татарский язык, ведь факультативная форма обучения – это потакание лени, на факультатив можно и не ходить. Химия, физика, алгебра могут и не понадобиться в жизни человека, но ведь они изучаются в обязательном порядке. Страны, которые говорят на английском языке, являются источником санкций для России, но английский язык изучается в обязательном порядке, а татарский народ, чьи сыновья и в прошлом и в настоящем защищают интересы России, не смогут изучать родной язык на полноправной основе. Это нонсенс. Так что государственный язык республики Татарстан должен изучаться на законных основаниях в обязательном режиме. По поправкам, внесенным в Госдуму, получается, что для всех в стране родной язык – это русский язык, но это не так. Нет четкого понятия, что такое родной язык для людей других национальностей. Нельзя, чтобы понятие родного языка исчезло или было размыто. О какой национальной идентичности при такой ситуации может идти речь? Неужели это истинный путь истинной федерации?! Последствия принятия этих поправок в закон «Об образовании» окажутся серьезными. Будет обида, недопонимание, дискриминация родного языка других народов. Не будет должного взаимоуважения, взаимопонимания, взаимообогащения народов. Чем воспользуются недоброжелатели при первой же возможности обострить ситуацию в стране. Фарида Сабирзянова, учитель татарского языка школы №30, призер всероссийского конкурса мастер-классов учителей родного языка «Туган тел»: — Как педагог и мать, я в принципе не понимаю такого законопроекта. Надеюсь, что здравый смысл восторжествует, и поправки приняты не будут. Иначе мы и наши дети рискуем потерять очень многое. Во-первых, дети могут получить вполне ощутимую психологическую травму. Как так, сначала родной татарский язык был наравне с другими предметами, а теперь он вдруг необязателен для изучения? Он что, хуже других, он второсортный? Кто-то начнет испытывать комплексы. Разве это нормально? Ведь одним из существенных завоеваний суверенитета республики стало то, что люди перестали стесняться своего родного языка, они свободно говорят на нем на улице, слышат родную речь по телеканалам и радио, читают газеты. Татарский язык стал равноправным и современным инструментом самовыражения. Зачем делать шаг назад, и возвращаться в историю 25-летней давности? Как мама, я не согласна с тем, что моего ребенка могут лишить возможности знать родной язык на таком же уровне, как и русский, изучать его как предмет, владеть им не только на уровне разговорной речи, принятой в быту. Я вообще не понимаю, как можно приравнять родной язык к кружку, сделать его подобным какому-нибудь бисероплетению. Во-вторых, что касается русскоязычных детей, то кому из них может помешать знание татарского языка? Ведь на сегодняшний день значительно пересмотрены программы преподавания татарского языка. К примеру, в начальных классах обучаем детей по системе Валерии Николаевны Мещеряковой. Ученикам она нравится, они охотно занимаются. Зачем отнимать у них целый пласт новых знаний, которые они готовы с удовольствием получать? Обучение новому языку развивает мышление, память, помогает с легкостью осваивать другие иностранные языки. Ведь татарский – это дверь во многие восточные языки. Все это помогает проще налаживать контакты и связи. В конце концов, живя в языковой среде, где звучит татарская речь, очень важно ее понимать.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Лента публикаций